Толочь воду в ступе заложить фундамент вырвать с корнем

 В Союз писателей и журналистов

 Марины Ивановны Цветаевой

Прошение

Покорнейше прошу Союз писателей уделить мне, что можно, с Пушкинского вечера.

7 мая 1939 г.                                М. Цветаева

2. Частное письмо

Дорогой Владимир Феофилович!

Очень прошу уделить мне что-нибудь с Пушкинского вечера. Прилагаю прошение. И конверт с адресом и маркой, для простоты и быстроты — с большой просьбой черкнуть ровно два слова: есть ли надежда на получку и когда за ней. Я ведь по телефону звонить не умею, а ехать на авось мне невозможно, я весь день (8 концов) провожаю сына в школу.

Сердечный привет                 М. Цветаева

Тема 7. Публицистический стиль речи

Теория

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/94-publicisticheskiystilrechi.html

 Основные признаки публицистического стиля речи

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).   Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.   Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Сфера употребления публицистического стиля речи — обще­ственно-экономические,  политические,  культурные отношения. Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.   Для публицистического стиля речи характерны: — логичность, — образность, — эмоциональность, — оценочность, — призывность и соответствующие им языковые средства.   В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.   Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.   Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.   С другой стороны, для публицистической речи характернастрастность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.   У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.   Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.   К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.   Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.   К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.   В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений. К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не столько…, сколько).

Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров). Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания. В публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для выразительности речи нередко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества. Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

 В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто • используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы. Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.  

Образец текста публицистического стиля

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете) Практика

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/95-publicisticheskiystilrechiuprajneniya.html

Упражнения по теме «Публицистический стиль речи»

Упражнение 1.

Данные ниже слова запишите, распределяя по группам (понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слова из области психологии, слова, обозначающие внутреннее состояние.. переживания человека); каждый ряд продолжите 5-6 своими примерами.

Активизировать, благ..д..рить, благородный, вдохн..влять, вел..к..душный, деструктивный, ко?ледж, волнующий, долг, д. .сто. .нство, заставлять, оправд..вать, оск..рблять, пам..ть, правосудие, прославлять, беспокойный, спр..в..дливый, уб..ждать, ун..чтожать, цел..устремленный, че?ствовать, чу?ст-ва, чуткий, экстр..мизм, во?друзить, ком?юн?ике, собс?вен?ость, цивилизация, бе. .корыс?ный, кр..мин..ген?ый, кор?умпиро-ван?ый, одн..мандатный, решающий, преобразование, предвыборная кампания, транс?национальный, ал?янс, депутат?кий, журналис?кое рас?ледование, милосердие, безвозмез?ный, благ..действие, девальвация, консолидация, консенсус.

Найдите значение непонятных для вас слов, составьте с этими словами словосочетания.

Упражнение 2.

Составьте с указанными словами словосочетания и определите, в каких стилях речи они могут быть использованы. Сгруппируйте их по тематическому принципу.

Гипот..за, гуман?сть, идс.лизм, конвенц..я, консул,критерий, матер..ализм, мирово?зрение, мис?ия, мрак..бесие, направление, об?ективность, пакт, пес?имизм, п..сол, пр..гресс, развитие, самое, .знание, сол..дарность, сх..ластика, ф..тализм, фил.хофия, эклектизм, д..пл..матия.

Упражнение 3.

Подберите по 15—20 слов с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам,все-, обще-, сверх- составьте с ними словосочетания. Укажите, какую стилистическую окрашенность будут иметь эти слова, в каком стиле речи возможно их употребление. Выделите в подобранных словах суффиксы и окончания.

Упражнение 4.

Определите, в каких стилях речи употребляются указанные фразеологизмы. Подтвердите свои выводы, построив с ними предложения.

Сыграть (свою) роль, носиться в воздухе, ахиллесова пята, без экивоков, бить в набат, Боже упаси, втирать очки, пустить корни, пир во время чумы, душа нараспашку, взять на заметку, в самом деле, как говорится, у разбитого корыта, выйти в свет, увидеть свет, на каждом шагу, вилять хвостом, сплошь и рядом, с точки зрения, скрещивать шпаги, вносить (свой) вклад, в пер­вую очередь, вчера родился, другими (иными) словами, жребий брошен, задирать нос, играть роль, иметь значение, развесить уши.

Упражнение 5..

Сгруппируйте слова в зависимости от того, к какому стилю речи они могут принадлежать. Если слово может использоваться в разных стилях, выпишите его в отдельную группу. С некоторыми из этих слов составьте предложения или микротексты, отвечающие требованиям определенного стиля речи.

Лаконизм, белиберда, бессмыслица, конвенция, «баранка», знания, имидж, программист, аксессуары, декларация, отсрочить, человечество, единомышленники, мазня, вояж, истина, прогнозы, доморощенный, побеждать, веник, очи, инфинитив, экспериментатор, великодушие, невиновный, доказательство, соглашение, возрождение, традиция, праздник, торжество, конгресс, бюджет, дебаты, замарашка, термограф, показатель, лесостепь, разновидность, департамент, резюме, реферат.

Постарайтесь определить слова по их происхождению (исконно русские, заимствованные, старославянские).

Упражнение 6.

Подберите из текстов публицистического стиля 2-3небольших отрывка, в которых будут использованы изобразительно-выразительные средства языка. Охарактеризуйте, какие именно средства языка вы встретили в подобранных вами текстах.

Упражнение 7.

Напишите сочинение-миниатюру в форме эссе на тему «Береги честь смолоду». Подумайте, какой тип речи будет преобладать в сочинении. Какой способ связи (цепную или параллельную) вы изберете?

Упражнение 8.

Прочитайте отрывок из книги журналиста Ю. Овчинникова «Сто первый лик Фудзи: Японские репортажи». Найдите ключевые слова в тексте. Соответствует ли заголовок главной мысли, теме? Дайте свое название этому тексту.

СТИХИЯ И ТРУД

…Когда бог Изанаги спускался с неба, чтобы отделить земную твердь от хляби, он ударил своим богатырским копьем по зыбко колыхавшейся внизу пучине. И тогда с его выдернутого назад копья упалавереница капель, образовав изогнутую цепь островов.

Сотворение Японии, которому посвящена давняя легенда, еще не завершено. Капли, упавшие с исполинского копья, еще не застыли окончательно. Молодая суша из конца в конец вздулась волдырями вулканов, то и дело ходит ходуном из-за землетрясений.

Японцам приходится жить словно на вздрагивающей спине, которую выставил из пучины океанский дракон. Вулканические извержения и подземные толчки для них не редкая трагическая случайность, а скорее нечто неизбежное, как жара летом или холод зимой.

Все это воспитало в японском характере стойкость к внезапным ударам судьбы. Бог удачи Дарума — разновидность ваньки-встаньки в японском народном искусстве — олицетворяет собой девиз: «Семь раз упасть — восемь раз подняться».

Вереница окаменевших капель, что, по преданию, упали с бо­гатырского копья, заканчивается на юге вулканом Сакурадзйма. Эта огнедышащая гора воплощает собой соединение ярости и ласки, необузданность разрушительных и созидательных сил природы, соседство первозданного хаоса с упорством человеческого труда.

Во время последнего извержения огненные потоки лавы заставили шаг за шагом отступать яростно вскипавшее море. В этом противоборстве враждебных стихий родилась тихая бухта, названная Атласной.

Склоны Сакурадзимы напоминают фантастический неземной пейзаж. Это не нагромождение вулканов, какие оставляет ледник, и не осыпи. Это не скалы — не скажешь, что их кололи. И не утесы — не похоже, чтобы их тесали.

Кажется, какой-то великан яростно срезал лопатой и еще яростнее швырял из кратера гигантские комья глины, которые налипали друг на друга, искривлялись, корежились и твердели. Эти изгибы и выгибы, отпечатавшие следы буйства стихий, обрываются в ласковую гладь залива. Здесь, в рожденной извержением бухте, люди умудрились теперьвыращивать жемчуг.

А с мертвым юго-западным склоном соседствует царство зелени. Окаменевшие лавовые потоки превращены в ступени террас для плантаций мандаринов, бивы. Кажется, будто деревья усыпаны большими белыми цветами, но цветы эти бумажные. Таким кулечком садовод оберегает каждую завязь. Тут вызревают самые ранние в Японии фрукты, которые уже в апреле вывозят на продажу.

Япония — это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно дает о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда — нечеловечески человеческого.

Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остается человеку — тут и поля, возделанные словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но ее равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну для себя, оттеснив людей к побережью.

Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений зем­ледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей, в чайные и тутовые плантации; чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.

Даже воды внутренних заливов заштрихованы темными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плоты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный транзисторный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего,— это овеществленный труд и разум.

1. Найдите в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболу, выпишите их.

2. Укажите антонимы, определите, контекстуальные они или лексические. Подберите к ним синонимы.

3.Объясните, как вы понимаете приведенную японскую пословицу. Есть ли созвучная ей по смыслу русская пословица?

4.Назовите способ связи между предложениями и абзацами. Какими средствами языка подчеркиваются эти смысловые отношения? Выпишите их.

Упражнение 9.

Составьте словосочетания или предложения, в которых данные ниже слова-термины приобрели бы переносное значение и явились средством усиления образности речи.

Агония, аккорд, ас, балансировать, барометр, вирус, дуэт, заморозить, истерия, марафон, рецепты, рычаги, инфляция. Раскройте терминологические для соответствующей отрасли научных знаний значения этих слов.

Упражнение 10.

В каких ситуациях уместны приведенные ниже фразеологизмы? Попытайтесь выяснить их этимологию. Составьте с ними предложения, относящиеся к публицистическому стилю речи.

Толочь воду в ступе, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках, узнать всю подноготную, устроить головомойку, бросать слова на ветер, сделать карьеру.

Упражнение 11.         

В публицистике, особенно в газетных жанрах, для большей выразительности и в целях предупреждения тавтологии часто используются перифразы (вспомните, что такое перифраза). Подберите перифразы к данным словам.

Врачи, картофель, лес, рыба, хлопок, железнодорожники, уголь.

Составьте сами несколько подобных примеров с перифразой.

Упражнение 12.

Подберите синонимы к следующим фразеологическим выражениям. При затруднении обращайтесь к фразеологическим словарям.

Составьте предложения с этими фразеологизмами и со всем синонимическим рядом. Какие из них могут быть употреблены в публицистичеком стиле речи, а какие — в других стилях? Аргументируйте ответ.

С точки зрения, книга за семью печатями, ниже всякой критики, подавать (протягивать) руку (помощи).

Упражнение 13.

Отличаются ли по стилистической окраске синонимы; в каком стиле речи может быть использован каждый из них?

1. Уронить себя в глазах — оконфузиться — покрыть себя позором — сесть в лужу — скомпрометировать себя — сесть в калошу.

2. Наоборот — в обратном порядке — с хвоста — шиворот-навыворот.

Упражнение 14.

Напишите минисочинение публицистического характера в жанре рассуждения на одну из следующих тем:

а) каким бы я хотел быть;

б) каким бы я хотел видеть своего друга.

Упражнение 15

Укажите лексические и стилевые особенности текста, назовите тип речи и его признаки (тема, идея). Найдите синтаксические средства, позволяющие отнести этот текст к публицистическому стилю речи.

ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло не­виданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили пре­ступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя—Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!»

Я родился и большую часть жизни прожил вЛенинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги; Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии- стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И — горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды  крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово.

Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание. (Д.С.Лихачев.)

Научный стиль

      В школьной практике особый интерес представляют лексические особенности стиля: они легче запоминаются, в большей мере заинтересовывают учащихся, поддаются всестороннему осмыслению в условиях школьного обучения.

      В разделе учебника «Научный стиль речи» достаточно упражнений на отработку умения находить и образовывать термины, соотносить их с отраслями науки и техники.

      Однако в данной книге мы предлагаем еще ряд упражнений, которые помогут учителю в качестве дополнительного материала.

Дополнительные задания

      1. Запишите известные вам термины (10—15), располагая их таким образом, чтобы была ясна система понятий данной науки: лингвистические, литературоведческие, математические, физические, искусствоведческие (один из вариантов на выбор). Используйте знаки препинания — двоеточие, запятую, тире — для выражения отношений между родовыми и видовыми понятиями, понятиями рядоположенными, при необходимости используя стрелки и другие условные обозначения или же располагая слова-понятия в виде таблицы, схемы.

      2. Определите, из каких отраслей науки каждый из приведенных ниже терминов; запишите их, распределяя по отраслям науки.

      Алюминий, анализ, бензин, квадрат, керосин, логарифм, механика, напряжение, оптический, поглощение, пирамида, приемник, сопротивление, уравнение, цилиндр, циркуль.

      3. Определите, какие две группы терминов даны ниже; распределите и запишите их по группам. (Слова записываются под диктовку или в виде таблицы.)

      Бацилла, водоросли, горизонт, гербарий, капилляры, оазис, облака, океан, меридиан, семена.

      Каждую из групп терминов продолжите своими примерами.

      4. Докажите, что слова волна, градус общенаучные и могут входить в разные терминологические системы. Составьте и запишите словосочетания, подтверждающие ваши выводы.

      Учитель сообщает о том, что значение любого слова можно узнать в справочной литературе, в частности в словарях, но сначала надо определить его принадлежность к общеупотребительным, общенаучным или узкоспециальным словам.

      Важно, чтобы учащиеся имели информацию о справочной литературе, словарях. Поэтому учитель может периодически напоминать им о том, какой дополнительной литературой можно воспользоваться при изучении того или другого раздела (см. список рекомендуемой литературы в учебнике). Кроме того, предлагаем перечень некоторых новых словарей.

      Есть однотомные «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «Малый толковый словарь русского языка» В. В. Лопатина и Л. Е. Лопатиной, 4-томный «Словарь русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой (так называемый «Малый академический словарь»), 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» («Большой академический словарь»), «Школьный толковый словарь русского языка», составленный М. С. Лапатухиным, Е. В. Скорлуповской и Г. П. Снетовой.

      Значение некоторых общенаучных слов раскрывается в толковых словарях иностранных слов (см.: Современный словарь иностранных слов; Т. Г. Музрукова, И. В. Нечаева. Краткий словарь иностранных слов; Н. Г. Комлев. Словарь новых иностранных слов (с переводом, этимологией и толкованием); Школьный словарь иностранных слов (под ред. В. В. Иванова), но более полно научная лексика отражена в энциклопедии и энциклопедических словарях.

      Узкотехнические, специальные термины в общую энциклопедию включены лишь частично. Значение их следует искать в отраслевых энциклопедиях, словарях-справочниках, терминологических словарях по отраслям производства, ГОСТах, терминологических стандартах. Имеются, например, «Словарь-справочник лингвистических терминов» (сост. Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова), «Словарь лингвистических терминов» (сост. О. С. Ахманова), «Русский язык. Энциклопедия» (под ред. Ю. Н. Караулова), «Лингвистический энциклопедический словарь» (под ред. В. Н. Ярцевой), «Словарь литературоведческих терминов», «Краткий словарь литературоведческих терминов» (сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев), «Поэтический словарь» (сост. А. П. Квятковский). Есть словари по этике, эстетике, социологии, психологии, философии, музыкальный энциклопедический словарь и многие другие.

Дополнительные задания

      1. Запишите термин, обозначающий родовое понятие, затем — термины, обозначающие видовые понятия, соотносимые с избранным родовым; после этого один из видовых терминов сделайте родовым и запишите все относящиеся к нему видовые термины: 1) литературоведческие; 2) физические; 3) математические; 4) химические; 5) исторические; 6) географические; 7) искусствоведческие (один из вариантов по выбору учащихся). (Например, лингвистические: часть речи — родовое понятие, имя существительное, имя прилагательное и т. д. — видовые понятия, а по отношению к понятию имя существительное как родовому — существительное 1-го склонения, существительное 2-го склонения, существительное 3-го склонения будут видовыми.)

      2. В каждой из отраслей науки и техники постоянно появляются новые термины. Запишите под диктовку некоторые из новых терминов; дайте краткое толкование их значений (что это такое?); при затруднениях обращайтесь к толковому или энциклопедическому словарю.

      Манипулятор, акселерация, робот, лазер, программное управление.

      Подчеркните трудные для написания гласные в этих словах.

      (Манипулятор — специальный прибор для регулирования сложных производственных процессов, применяемый на пультах управления в диспетчерских.)

      3. Раскройте терминологические значения данных ниже слов.

      Внимание, вода, гора, дерево, животное, луч, море, океан, память, растение, река, речь, свет, солнце, тундра, человек, язык.

      Запишите слова по группам, указав сначала отрасль науки или техники. Если слово входит в несколько отраслевых терминологий, включите его в группу терминов, которую вы лучше знаете. Подчеркните трудные для написания гласные и согласные, а также орфограммы на постановку мягкого знака после шипящих. (Среди групп терминов могут быть психологические, физические, географические, биологические, астрономические и др.)

      Каждую из групп продолжите своими примерами, которые с одним и тем же значением могут выступать в качестве общеупотребительного слова, а также как термин.

      4. Укажите различие в значениях нередко смешиваемых слов-терминов: ферма (два термина из разных отраслевых терминологий) — фирма, фауна — флора, вираж — мираж, генеральский — генеральный.

      5. Запишите под диктовку слова-термины, укажите различие в их значениях: катализатор — колонизатор (различие выявляется путем выделения корня и нахождения исходного слова), толща — масса (употребите первое и второе), статический — статистический (подумайте, от каких исходных слов образованы), эскадра — эскадрилья (выявите их отношение к морю или к воздуху), делегат — депутат.

      Подчеркните непроверяемые безударные гласные в корнях.

      Работа со словами-терминами открывает возможность на новом для учащихся материале повторить лексику и словообразование.

Дополнительные задания

      1. Запишите по три-четыре термина со стандартными элементами: -мер, -фон, -лет (самолет), -дром.

      2. Укажите суффикс, с помощью которого образован каждый из приведенных ниже терминов; запишите слова, от которых они образованы: двигатель, грузчик, кладка, сушилка, бурение, сверление, подключение, буксировка, заготовка, газификация, радиофикация.

      3. Обозначьте приставку, с помощью которой образован термин; запишите слово, от которого он образован: ретранслятор, ультразвук, антивещество, контр-адмирал, противоток, сверхгенератор, суперфильтр, сомножитель, антитело, предкамера.

      4. Обозначьте части слова; запишите слова, от которых образованы данные термины: ракетодром, землесос, пылесос, планетоход, луноход, кормовоз, автоцементовоз, аэротанк, бензопила, видеомагнитофон. Запишите еще три-четыре термина, образованные по такой же модели; поясните, как они образованы.

      5. Укажите части слова в данных терминах; устно объясните, как они образованы — от каких основ и с помощью чего: микродвигатель, телеграфист, резцедержатель, электродвигатель, металлообработка, фотопреобразователь, фотомножитель, картофелекопалка, бетономешалка. Подберите два-три термина, образованные таким же способом (от двух основ с помощью суффиксов).

      6. Продолжите перечень терминов-прилагательных: прямая, кривая, касательная, секущая, … Подберите проверочные слова для проверяемых безударных гласных в корне.

      7. Есть термины, образованные от собственных имен ученых и изобретателей. Запишите некоторые из них и продолжите данный список; объясните значение каждого термина: дизель, дрезина, ампер, кулон, ом, герц, рентген, кюрий, фермий, тормоз Матросова, автомат Калашникова, …

      Научный стиль речи (научно-учебный, научно-популярный) — это стиль школьных учебников, и от того, как учащиеся будут подготовлены к восприятию и переработке научно-учебного, научно-популярного текста, во многом зависит их успеваемость по основным школьным предметам. Умение работать с текстом научного содержания — это своего рода ключ к успеху в обучении. А ключ этот — в руках словесника. Но учитель русского языка и литературы в одиночку не сможет решить эту задачу. Нужны согласованные усилия всех учителей, работающих в параллельных классах.

      В текстах разных предметов названные типы речи имеют свои особенности. Описание исторического события строится не так, как описание географического объекта, химического процесса или физического явления. Описание должно отразить суть события, явления, предмета, а она в исторических, географических, физических реалиях разная, что отражается и на структуре описания, и на выделении ключевых слов-понятий и их признаков.

      Соотношения между типами речи в текстах по различным предметам устанавливаются по-разному.

      Составными частями научного текста являются таблицы, графики, диаграммы, схемы, карты, формулы. В научной, научно-учебной литературе по русскому языку чаще используются таблицы. Приведем одну из них, иллюстрирующую правописание повелительного наклонения глаголов в сопоставлении с их личными формами.

Неопределенная
форма

Настоящее и будущее время

Повелительное
наклонение

2-е л. мн. ч.

2-е л. ед. ч.

мн. ч.

выручить (II спр.)
сохнуть (I спр.)

выручите
сохнете

выручи
сохни

выручите
сохните

      Учащимся предлагается внимательно изучить таблицу и сделать вывод, сформулировав отраженное в ней правило: форма множественного числа повелительного наклонения у глаголов II спряжения совпадает на письме с формой 2-го лица множественного числа настоящего (или будущего простого) времени, а у глаголов I спряжения не совпадает, личное окончание во 2-м лице множественного числа и суффикс повелительного наклонения в этой форме различаются по написанию.

      Учащиеся одновременно вспоминают и другие правила правописания глаголов в повелительном наклонении, правила употребления мягкого знака, в том числе после шипящих.

      Можно дать задание самостоятельно составить дома таблицу об употреблении мягкого знака после шипящих в конце слова (у разных частей речи), а на следующем занятии прочитать содержание составленной таблицы, сформулировать заключенное в ней правило, объединяющее материал многих грамматико-орфографических тем.

      Аналогичных заданий по составлению таблицы, отражающей нормы правописания, а также систему лингвистических понятий, может быть много. Такая система работы с таблицами позволит учителю повторить с учащимися материал значительной части курса русского языка.

Публицистический стиль

      Элементы публицистического стиля в наиболее простых его формах наблюдаются в речи учащихся рано, уже в 5—6-м классах. Их надо развивать, совершенствовать, наполнять теоретическим осмыслением, приближать к сложившимся правилам и нормам публичной речи. Необходимо учить школьников анализировать тексты публицистического стиля, на что и нацелены упражнения данного раздела учебника.

      Публицистический стиль речи — это не просто умелое использование общественно-политической, нравственно-этической лексики, синтаксических средств, приемов построения устного высказывания, это прежде всего проявление личностных качеств человека, его убеждений. Таким образом, овладение публицистическим стилем неразрывно связано с формированием личности.

      Работа над публицистическим стилем речи должна быть связана с повседневной жизнью учащихся, с их реальными жизненными планами, с нравственными, эстетическими, социальными ценностями, доступными восприятию и пониманию школьников.

      Тексты упражнений учебника и приложения к методическому пособию позволяют вести серьезный разговор на различные темы: о счастье, об отношении к истории страны, к культурному наследию, об экологии культуры, о «чудиках» шукшинских рассказов, о женщине в рассказах Шукшина и многом другом. Одновременно большое внимание уделено работе над языковой формой, композицией публицистических жанров, над путевым, портретным, проблемным очерками, над устной формой выступления, в том числе полемического, дискуссионного.

      Задача учителя русского языка и литературы — научить говорить, умело используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса; композиционно правильно строить устное выступление и писать сочинения, доклады, а также научить думать, убеждать не одной лишь фразой, а прежде всего логикой, знаниями, глубокой убежденностью в том, о чем говорит, что доказывает, к чему призывает ученик.

      Учитывая уровень подготовки класса, следует определить для него не только содержательную сторону работы над публицистическим стилем, но и работу над языковой стороной. Помещенные в учебнике тексты упражнений дают возможность свободно варьировать выполняемые на их основе вопросы и задания: по структуре текста, по лексике и фразеологии, по грамматике, синтаксису, орфографии и пунктуации, стилистике.

      Учитель может сам предложить дополнительные задания к некоторым текстам для всего класса, для группы учащихся или индивидуально. Так, на основе текста Н. А. Бердяева «Духи русской революции» (упр. 407), весьма интересного с точки зрения осмысления тех исторических процессов, которые нашли отражение в русской литературе XIX века, кроме сформулированных в упражнении заданий, могут быть предложены и другие.

Дополнительные задания к упр. 409

      1. Выпишите 7—8 слов иноязычного происхождения с непроверяемыми безударными гласными в корне и образуйте от них однокоренные слова.

      2. Выпишите 5—6 слов иноязычного происхождения с проверяемыми безударными гласными в корне, в скобках запишите проверочные слова.

Дополнительные задания к упр. 452

      1. Выпишите все примеры на слитное и раздельное написание не, группируя их по орфографическим правилам.

      2. Из последних двух абзацев выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне, группируя их по частям речи.

      3. Найдите устойчивые (фразеологические) обороты речи, раскройте их значение.

      4. Выпишите предложения с вводными словами, подчеркните в них грамматическую основу и однородные члены.

      Включенные в учебник тексты дают возможность организовать работу учащихся с лексикой оценочного характера, иноязычной лексикой, общественно-политической лексикой и фразеологией, с лексикой, отражающей нравственно-психологические качества человека, провести наблюдение над использованием в публицистическом стиле терминов науки, экономики, спорта (в их прямом и переносном значениях).

Дополнительные задания

      1. Общественно-политическая лексика пополняется и за счет возрождения известных ранее слов, они приобретают иное значение, новые оттенки. Таковы, например, слова новое, старое; предприниматель, бизнес, рынок; воин, династия. Каково их современное значение?

      2. Возрождаются слова, вышедшие или почти вышедшие из употребления. Как вы понимаете слова душа, судьба, милосердие, православие; колдун, знахарь, порча, народная медицина?

      3. В публицистическом стиле слова-термины нередко используются в переносном значении: фронт работ, сигнал неблагополучия, атмосфера доброжелательности (вражды). Поясните переносное (в их выразительной функции) значение выделенных слов. Подберите из газет, радио- и телепередач 5—6 подобных примеров.

      4. Широко используются в публицистическом стиле фразеологические обороты толочь воду в ступе, вылететь в трубу, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках. Поясните значение этих оборотов.

      5. В каких речевых ситуациях уместны приведенные ниже фразеологизмы? Попытайтесь выяснить их этимологию.

      Как Мамай прошел, мамаево побоище, казанская сирота, узнать всю подноготную, устроить головомойку, бросать слова на ветер, сделать карьеру, валаамова ослица.

      Чтобы включить учащихся в продуктивную работу по развитию речи, надо определить, какому стилю и каким жанрам, а может быть, даже одному из жанров отдать предпочтение. Конечно, познакомить учащихся с разными стилями, жанрами необходимо, учить их писать в этих стилях и жанрах тоже необходимо, но практический эффект от такого разнообразия, как правило, небольшой.

      Для успешного овладения искусством слова целесообразно сосредоточить внимание на одном-двух стилях и нескольких жанрах, в течение целой учебной четверти или даже полугодия сосредоточиться на одной из выбранных жанровых форм словесного творчества, например на очерке, в частности на портретном очерке. Тогда легче будет подбирать материал для наблюдения и анализа, для самостоятельного литературного творчества.

      Занятия по теме «Очерк», в частности «Портретный очерк», могут быть очень интересны и эффективны: богатейший материал для анализа дают «Записки охотника» И. С. Тургенева, произведения И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

      Написание портретного очерка требует хорошего знания того человека, о котором пишется очерк. Для этого требуется наблюдательность, понимание характера, личности человека, знание мелочей его жизни и умение увидеть его внутренний мир. Вместе с тем пишущий должен иметь собственное мнение о том, кому посвящается очерк, и умело, ненавязчиво, последовательно отражать свое отношение к герою очерка — и при отборе языковых средств, и при развитии основной мысли очерка, и в прямых оценках и характеристиках.

      С точки зрения правдивости, подкупающей читателя, зажигающей его желанием написать нечто такое же о хорошо знакомом человеке, характерен очерк М. Горького «А. П. Чехов». Анализ его поможет учащимся и в их работе над собственным очерком, и в осмыслении фактов русской литературы конца XIX — начала XX века, личных и творческих связей между крупнейшими художниками слова этого периода. Для анализа очерка целесообразно предложить такие задания:

      1. Выявите, какие художественные приемы помогают Горькому воссоздать, оживить образ А. Чехова; проиллюстрируйте примерами.

      2. Сопоставьте личность, характер А. Чехова, Л. Толстого и М. Горького (на основе данного очерка).

      3. Расскажите, ссылаясь на текст очерка, об отношении: а) Горького к Чехову; б) Толстого к Чехову; в) Горького к Толстому; г) Толстого к Горькому.

      4. Какие личные качества А. Чехова, его слова и мысли вам особенно понравились и что в его суждениях и поведении вам кажется в наше время несовременным?

      После выполнения заданий учащимся предлагается собрать материал для очерка о своем товарище, друге или взрослом, уже работающем человеке, с которым ученик часто встречается, беседует, которого видит на рабочем месте, которому старается подражать. Учащимся можно подсказать, что во время сбора материала необходимо обращать внимание на осанку, выражение лица, голос, интонации, характерные движения, походку своего героя, на его поведение в затруднительных ситуациях, его профессиональное мастерство.

      Можно предложить словарную работу, облегчающую написание портретной характеристики. Для этого рекомендуется такое упражнение: подобрать и записать прилагательные, характеризующие телосложение человека (коренастый, плотный, крепкий, сильный, полный, толстый, худой, сутулый); его фигуру, осанку (атлетическая, спортивная, высокая, приземистая; выглядит усталым, здоровым, грустным, веселым; похож на …; важная, горделивая, величественная, надменная); походку (энергичная, спокойная, неторопливая, нервная, подпрыгивающая, вразвалку); лицо (овальное, круглое, удлиненное, продолговатое); глаза (большие, маленькие, круглые, миндалевидные; голубые, карие, темные, серые, светлые, зеленоватые; навыкате, раскосые); взгляд (спокойный, ласковый, приветливый; умный, проницательный, испытывающий; суровый, гневный, ненавидящий, мрачный, пасмурный; лукавый, насмешливый, заискивающий, усталый); волосы (густые, редкие, прямые, вьющиеся; русые, темно-русые, каштановые, белокурые, рыжие, пепельные, седые; он брюнет, блондин, шатен); руки (большие, сильные, грубые, мозолистые; нежные, белые, мягкие, пухлые); лоб, нос, шею, губы, улыбку, его излюбленные позы, жесты, телодвижения.

      Смысл такой работы не столько в мобилизации лексических средств, сколько в сосредоточении внимания учащихся на элементах портрета, его составных частях, на разнообразии внешних и внутренних проявлений, на взаимосвязи внешнего и внутреннего мира человека.

      Создавая словесный портрет, важно найти, заметить что-то особенное в человеке, отличающее его от других, и выразительно, образно сказать об этом. Кроме внешнего портрета, нарисовать портрет внутренний, рассказать о чертах характера заинтересовавшего вас человека: злой он или добрый, откровенный или скрытный, веселый или скучный, энергичный или вялый, медлительный и т. д.

      За основу в системе работы по развитию речи может быть принято и другое направление: драматические жанры, стихосложение, жанры научно-популярного стиля, официально-делового (например, рекламный текст, деловое письмо, приветственная речь, дискуссионное выступление и т. д.), газетные жанры. Важно, чтобы такое направление было, чтобы многообразие работы с жанрами и стилями сочеталось с устойчивым интересом пусть не всех, но многих учащихся к понравившемуся жанру.

      К публицистическому стилю относятся в большинстве своем и сочинения старшеклассников, в том числе сочинения на литературные темы. Ученик не только анализирует образы изучаемого произведения, его художественные достоинства, но и дает свои оценки персонажам, их поступкам, выражает свои взгляды. Этот жанр публицистических высказываний требует от ученика длительной, кропотливой работы с художественными произведениями.

 2. Подготовьте пересказ одного-двух эпизодов из произведения, изучаемого в данный период на уроках литературы.

Описание

 В учебнике (упр. 298) предлагается задание провести анализ композиционных особенностей описания природы (пейзажа) из III главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

 Внимание старшеклассников обращается на то, что при описании должно быть обеспечено единство изображения, единство взглядов на предмет, а также определенная последовательность в описании.

 И. С. Тургенев уже в первом предложении дает общее представление о пейзаже: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными». Далее выделяются частные признаки этой картины: поля, небольшие леса, овраги с низким кустарником, речки с обрытыми берегами, крошечные пруды, деревеньки с низкими избенками, покривившиеся сарайчики, церкви с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. В последнем предложении выражено отношение к развернувшейся картине: «Сердце Аркадия понемногу сжималось».

 Для повторения учащимся можно предложить объяснить правописание некоторых суффиксов и постановку знаков препинания (занятой, двоеточия).

 Важной составной частью работы над описанием является работа с текстами, где представлено деловое, техническое и научное описание. С учащимися выясняется, в чем заключается отличие описания научного (его вариантами являются описание техническое и описание деловое) от художественного и где обычно используется научное и художественное описание. Учитель может предложить дать научное (или техническое, деловое) и художественное описание хорошо известного прибора, аппарата, отдельной детали (или модели одежды, прически, любимого блюда и т. д.).

 Описывать можно не только природу, животное, внешность человека (портрет), его внутреннее состояние, отдельный предмет, но и разнообразные действия (как варят суп, как сажают дерево, как включают тот или иной механизм в работу, как растапливают русскую печь, как выбирают для себя прическу, как разбивают палатку и т. д.). Можно описать маршрут движения от места жительства к школе, маршрут состоявшегося или предполагаемого похода.

Дополнительные задания

 Дайте описание одного из перечисленных ниже рабочих процессов: как благоустроить территорию вокруг дома; как оклеить стены обоями; как испечь пирог; как пришить оторвавшуюся от пальто пуговицу.

 Для дополнительного задания можно предложить в составленном и записанном тексте объяснить правописание суффиксов. Кроме того, учащиеся выполняют упражнения на списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой недостающих знаков препинания. Для этого рекомендуем использовать тексты описательного типа. Учащиеся, выполнив задания по правописанию, озаглавливают текст, определяют, какое это описание — научное или художественное, обосновывают свой вывод.

Рассуждение

 На уроке повторяется, что такое рассуждение, его отличие от описания и повествования.

 Кроме заданий, включенных в учебник, в тех классах, где для изучения избрана драма А. Н. Островского «Гроза», рекомендуется проанализировать фрагмент из статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

 Завершая работу над типами речи, следует предложить учащимся ответить на вопросы, указанные в конце раздела учебника.

 Составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации начинается с умения находить главное в тексте, отличать главное от второстепенного и делить текст на части. Не освоив эти элементарные операции, ученик не сможет овладеть и разнообразными видами переработки текста, а следовательно, не освоит и содержание текста.

 Разные виды переработки текста рекомендуется изучать в сопоставлении: сначала составляется сложный план, затем на его основе производится сокращение текста (исключением второстепенных частей и сжатием самого текста); тезисы сопоставляются с планом того же текста, конспект — с тезисами, тематический конспект — с тезисами; тематический конспект или реферат составляется на основе выписок, конспектов и плана. Подобные сопоставления облегчают работу учащихся на начальном этапе, позволяют более четко разграничивать разные виды переработки текста.

 Обобщая материал по видам переработки текста, создания вторичных текстов, учитель вместе с учащимися еще раз отмечает особенности каждого из рассмотренных видов.

 Очень важно научить старшеклассников составлять реферат. Работа эта проводится с учетом потребностей курса литературы, возможностей библиотеки и интересов учащихся. Успешно могут быть использованы мемуарные произведения (воспоминания о действительных событиях, жизненных фактах, встречах, в которых сам пишущий непосредственно участвовал).

 Реферат, как и тезисы, конспект, аннотация, начинается с библиографического описания источников. Прежде чем составлять реферат, учащийся внимательно прочитывает соответствующую брошюру, книгу (или главу, часть), подборку статей, составляет план, определяющий структуру реферата. В нем должны быть: вступление; основное содержание источника (или источников), логически упорядоченное, расположенное в строгой последовательности, без повторов и необоснованных логических скачков от одной мысли к другой; заключение, выводы.

 Дополнительно можно дать задания на повторение орфографии и пунктуации, например, подчеркнуть в составленном реферате гласные после шипящих в разных частях слова, объяснить их написание, объяснить постановку знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.

 В учебнике приводится схема написания рецензии. Она необязательна, дана лишь условно. Учитель может добавить в нее что-либо свое.

 В рецензии должна быть основная мысль: что ученик считает главным, самым важным в произведении, которое он рецензирует. В начале или в конце ее обычно показывается значение рецензируемой книги, статьи, кинофильма и т. п.

 В классе предлагается небольшой текст о фактах, близких учащимся, для его оценки и составления отзыва. Дома школьники пишут рецензию (отзыв) на понравившуюся им статью из газеты, придерживаясь указанных в учебнике требований. Предпочтительна нравственно-этическая и научно-популярная тематика статей. В тексте составленной рецензии учащиеся находят вводные слова и обороты, помечая их сверху буквами вв, подготавливают пунктуационный разбор предложений с вводными словами.

 Параллельно с работой над текстом ведется стилистическая работа: выявляются стилистическая роль синонимов, особенности межфразовой связи в художественном (прозаическом, стихотворном) и научном текстах, композиционные особенности, слова и обороты разговорной речи, раскрывается подтекст, обсуждается содержание текстов, вводятся элементы сотворчества учащихся с автором.

 В учебнике даются тексты с заданиями к ним. Основное назначение их не в том, чтобы тренировать учащихся по формальным признакам определять тип речи, стиль, жанр текста, выделять микротемы и средства межфразовой связи в тексте, а в том, чтобы посредством анализа обеспечить правильное и полное восприятие текста, глубокое проникновение в его общий смысл и смысл составных его частей, научить видеть ключевые слова, художественные детали, видеть взаимосвязь всех элементов текста.

 Лингвистический анализ текста служит подготовкой к анализу и адекватному восприятию художественного произведения, где каждая фраза, каждое слово, каждый элемент языка выполняют двойную функцию — общеязыковую и поэтическую, художественную, которая нередко придает новые оттенки и значения, по-разному окрашивая слова и обороты и так смещая их смысловые акценты, что порой общепринятые значения отодвигаются на задний план, превалирующим оказывается авторское понимание данных слов, оборотов, предложений.

 Работая над текстом как языковой категорией, нельзя забывать о практике составления текстов. В конечном итоге это главное в обучении русскому языку вообще. Для организации работы по составлению устных и письменных текстов, высказываний типа рассуждения в учебнике используются пословицы, поговорки, специально подобранные отрывки из произведений, короткие высказывания известных лиц, афоризмы на темы мировоззренческого характера. Учитель, хорошо знающий умонастроения своих учащихся, всегда может подобрать такое высказывание известного писателя, ученого, общественного деятеля, которое затронет учащихся, пробудит их мысль, заставит рассуждать самостоятельно.

 Можно, например, дать записать под диктовку следующее высказывание русского религиозного философа Н. Ф. Федорова: «Во все периоды истории очевидно стремление, которое показывает, что человечество не может удовлетвориться тесными пределами земли, только земным» — и, выявив сначала, как учащиеся понимают это высказывание, предложить выразить в письменной форме свои размышления по этому поводу, приводя в меру своих сил доказательства.

 Благотворное влияние на успехи учащихся оказывает фронтальная, межпредметная работа над текстом. Если к языку своего предмета обращаются все учителя, преподающие в данном классе, уделяя должное внимание и терминам, используемым в учебнике, и наиболее типичным словосочетаниям, оборотам речи, и типичным структурам текста по данному предмету, и разным видам преобразования текста, это значительно улучшает и понимание читаемого учащимися, и запоминание, присвоение информации, а главное — изменяется отношение учащихся к учебной литературе. Превращая материал учебника в план, тезисы, конспект, делая выписки, воспроизводя содержание учебного материала на основе самостоятельно сделанных записей, ученик во много раз продуктивнее усваивает программный материал. Но воспользоваться этими приемами овладения материалом ученик сможет лишь при том непременном условии, что работа в этом направлении будет вестись параллельно и словесником, и учителями других предметов.

СТИЛИ РЕЧИ

 Развитие речи учащихся старших классов осуществляется параллельно с работой над текстом и стилями речи. Тема, главная мысль, части текста и средства связи между ними, общественно-политическая лексика и научные термины, жанры публицистического и художественного стилей речи являются предметом теоретических и практических занятий, формирующих речь учащихся.

 Не следует создавать впечатление, что все средства языка, вся лексика, все синтаксические структуры распределяются по стилям. Подавляющее большинство языковых средств вне контекста (в словарях, грамматиках) являются стилистически нейтральными. Лишь небольшая часть их имеет стилистическую окраску, хотя в контексте многие и фонетические, и лексические, и синтаксические единицы могут выполнять стилистическую функцию. Сторонники выделения экспрессивных стилей называют и нейтральный стиль, на фоне которого выделяются все другие.

 Стилевая дифференциация речи начинается с ее разговорного варианта (используемого обычно в устном общении) и книжного, который впоследствии дифференцируется учащимися как художественный, научный, официально-деловой, публицистический стили. Работа по стилистике начинается с системы функциональных стилей, названных выше. Но это лишь первая, начальная ступень. Общественная практика убеждает в необходимости знакомить учащихся и с экспрессивными стилями — официальным, фамильярным, торжественным, шутливым, сатирическим, и со стилями жанров — басни, баллады, повести; очерка, репортажа; деловых бумаг и, наконец, с индивидуально-авторскими стилями виднейших писателей. Последнее принципиально важно: проникая в своеобразие авторского стиля, учащийся приходит к выводу, что стиль отражает взгляды, мировоззрение, отношение к миру, что в стиле проявляется личность, что, следовательно, и у него, учащегося, должен быть свой индивидуальный стиль, над которым надо работать, как и над другими сторонами своей личности.

 Важно, чтобы работа по стилистике имела для учащихся практические выходы. Так, в связи с занятиями по официально-деловому стилю необходимо познакомить учащихся с деловым этикетом, с оформлением деловых бумаг (образцы их приведены в учебнике), с некоторыми речевыми стандартами, характерными для стиля документов (Сообщаем Вам о том, что… ; Доводим до Вашего сведения… ; Ставим Вас в известность о том, что… и т. д.).

 При работе над разговорным стилем учащиеся практически овладевают жанром личного письма: общепринятым его началом (дата и место написания письма, форма обращения к адресату), основной частью (информация о себе, своих делах, о своих и общих с адресатом знакомых; предложения и просьбы), концом письма (приветы родным и знакомым, пожелания адресату и близким ему лицам; подпись; дата и место написания, если они не были указаны в начале письма). После завершения письма возможен постскриптум — приписка после подписи.

 Стилистические задания будут встречаться во всех частях учебника; они пронизывают и раздел грамматики с правописанием, и раздел, посвященный тексту, и общие сведения о языке. Стилистическое дифференцирование лексики и фразеологии, выявление и использование языковых элементов, имеющих оттенок высокого или, наоборот, сниженного стиля, подбор синонимичных слов и оборотов, меняющих стилевую окраску высказывания, анализ служебных слов, порядка слов в предложении, произношения, интонационных средств, знаков препинания с точки зрения стиля будут пронизывать работу учащихся над многими включенными в учебник текстами.

 Наибольшее внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи как наиболее необходимым в учебной и широкой жизненной практике. Но в зависимости от профиля школы, класса учитель может сместить акценты, сделать ключевыми те стили (или один из стилей), которые наиболее полно отвечают профильным задачам школы, класса.

 Некоторые из включенных в учебник текстов содержат многоплановый языковой материал. Так, например, фрагмент из «Российской грамматики Михайла Ломоносова» 1755 года издания позволяет провести наблюдение не только над научным, точнее, научно-популярным стилем речи (фрагмент взят не из самой книги, а из посвящения ее великому князю Павлу Петровичу), не только над индивидуально-авторским стилем М. В. Ломоносова (сочетание художественной образности с глубоко проникающим научным анализом и широкими обобщениями), но и над некоторыми фактами истории русского литературного языка, над теми изменениями в его фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе, которые произошли за два с половиной столетия.

 Основное внимание в учебнике обращается на характерные особенности стилей речи: цель речевого высказывания, условия речи (официальная или неофициальная обстановка), жанры, характерные лексика и синтаксис, эмоциональность, образность, простота речи, ее логичность, призывность, оценочность и т. д.

Научный стиль

 В школьной практике особый интерес представляют лексические особенности стиля: они легче запоминаются, в большей мере заинтересовывают учащихся, поддаются всестороннему осмыслению в условиях школьного обучения.

 В разделе учебника «Научный стиль речи» достаточно упражнений на отработку умения находить и образовывать термины, соотносить их с отраслями науки и техники.

 Однако в данной книге мы предлагаем еще ряд упражнений, которые помогут учителю в качестве дополнительного материала.

Дополнительные задания

 1. Запишите известные вам термины (10—15), располагая их таким образом, чтобы была ясна система понятий данной науки: лингвистические, литературоведческие, математические, физические, искусствоведческие (один из вариантов на выбор). Используйте знаки препинания — двоеточие, запятую, тире — для выражения отношений между родовыми и видовыми понятиями, понятиями рядоположенными, при необходимости используя стрелки и другие условные обозначения или же располагая слова-понятия в виде таблицы, схемы.

 2. Определите, из каких отраслей науки каждый из приведенных ниже терминов; запишите их, распределяя по отраслям науки.

 Алюминий, анализ, бензин, квадрат, керосин, логарифм, механика, напряжение, оптический, поглощение, пирамида, приемник, сопротивление, уравнение, цилиндр, циркуль.

 3. Определите, какие две группы терминов даны ниже; распределите и запишите их по группам. (Слова записываются под диктовку или в виде таблицы.)

 Бацилла, водоросли, горизонт, гербарий, капилляры, оазис, облака, океан, меридиан, семена.

 Каждую из групп терминов продолжите своими примерами.

 4. Докажите, что слова волна, градус общенаучные и могут входить в разные терминологические системы. Составьте и запишите словосочетания, подтверждающие ваши выводы.

 Учитель сообщает о том, что значение любого слова можно узнать в справочной литературе, в частности в словарях, но сначала надо определить его принадлежность к общеупотребительным, общенаучным или узкоспециальным словам.

 Важно, чтобы учащиеся имели информацию о справочной литературе, словарях. Поэтому учитель может периодически напоминать им о том, какой дополнительной литературой можно воспользоваться при изучении того или другого раздела (см. список рекомендуемой литературы в учебнике). Кроме того, предлагаем перечень некоторых новых словарей.

 Есть однотомные «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «Малый толковый словарь русского языка» В. В. Лопатина и Л. Е. Лопатиной, 4-томный «Словарь русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой (так называемый «Малый академический словарь»), 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» («Большой академический словарь»), «Школьный толковый словарь русского языка», составленный М. С. Лапатухиным, Е. В. Скорлуповской и Г. П. Снетовой.

 Значение некоторых общенаучных слов раскрывается в толковых словарях иностранных слов (см.: Современный словарь иностранных слов; Т. Г. Музрукова, И. В. Нечаева. Краткий словарь иностранных слов; Н. Г. Комлев. Словарь новых иностранных слов (с переводом, этимологией и толкованием); Школьный словарь иностранных слов (под ред. В. В. Иванова), но более полно научная лексика отражена в энциклопедии и энциклопедических словарях.

 Узкотехнические, специальные термины в общую энциклопедию включены лишь частично. Значение их следует искать в отраслевых энциклопедиях, словарях-справочниках, терминологических словарях по отраслям производства, ГОСТах, терминологических стандартах. Имеются, например, «Словарь-справочник лингвистических терминов» (сост. Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова), «Словарь лингвистических терминов» (сост. О. С. Ахманова), «Русский язык. Энциклопедия» (под ред. Ю. Н. Караулова), «Лингвистический энциклопедический словарь» (под ред. В. Н. Ярцевой), «Словарь литературоведческих терминов», «Краткий словарь литературоведческих терминов» (сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев), «Поэтический словарь» (сост. А. П. Квятковский). Есть словари по этике, эстетике, социологии, психологии, философии, музыкальный энциклопедический словарь и многие другие.

Дополнительные задания

 1. Запишите термин, обозначающий родовое понятие, затем — термины, обозначающие видовые понятия, соотносимые с избранным родовым; после этого один из видовых терминов сделайте родовым и запишите все относящиеся к нему видовые термины: 1) литературоведческие; 2) физические; 3) математические; 4) химические; 5) исторические; 6) географические; 7) искусствоведческие (один из вариантов по выбору учащихся). (Например, лингвистические: часть речи — родовое понятие, имя существительное, имя прилагательное и т. д. — видовые понятия, а по отношению к понятию имя существительное как родовому — существительное 1-го склонения, существительное 2-го склонения, существительное 3-го склонения будут видовыми.)

 2. В каждой из отраслей науки и техники постоянно появляются новые термины. Запишите под диктовку некоторые из новых терминов; дайте краткое толкование их значений (что это такое?); при затруднениях обращайтесь к толковому или энциклопедическому словарю.

 Манипулятор, акселерация, робот, лазер, программное управление.

 Подчеркните трудные для написания гласные в этих словах.

 (Манипулятор — специальный прибор для регулирования сложных производственных процессов, применяемый на пультах управления в диспетчерских.)

 3. Раскройте терминологические значения данных ниже слов.

 Внимание, вода, гора, дерево, животное, луч, море, океан, память, растение, река, речь, свет, солнце, тундра, человек, язык.

 Запишите слова по группам, указав сначала отрасль науки или техники. Если слово входит в несколько отраслевых терминологий, включите его в группу терминов, которую вы лучше знаете. Подчеркните трудные для написания гласные и согласные, а также орфограммы на постановку мягкого знака после шипящих. (Среди групп терминов могут быть психологические, физические, географические, биологические, астрономические и др.)

 Каждую из групп продолжите своими примерами, которые с одним и тем же значением могут выступать в качестве общеупотребительного слова, а также как термин.

 4. Укажите различие в значениях нередко смешиваемых слов-терминов: ферма (два термина из разных отраслевых терминологий) — фирма, фауна — флора, вираж — мираж, генеральский — генеральный.

 5. Запишите под диктовку слова-термины, укажите различие в их значениях: катализатор — колонизатор (различие выявляется путем выделения корня и нахождения исходного слова), толща — масса (употребите первое и второе), статический — статистический (подумайте, от каких исходных слов образованы), эскадра — эскадрилья (выявите их отношение к морю или к воздуху), делегат — депутат.

 Подчеркните непроверяемые безударные гласные в корнях.

 Работа со словами-терминами открывает возможность на новом для учащихся материале повторить лексику и словообразование.

Дополнительные задания

 1. Запишите по три-четыре термина со стандартными элементами: -мер, -фон, — лет (самолет), — дром.

 2. Укажите суффикс, с помощью которого образован каждый из приведенных ниже терминов; запишите слова, от которых они образованы: двигатель, грузчик, кладка, сушилка, бурение, сверление, подключение, буксировка, заготовка, газификация, радиофикация.

 3. Обозначьте приставку, с помощью которой образован термин; запишите слово, от которого он образован: ретранслятор, ультразвук, антивещество, контр-адмирал, противоток, сверхгенератор, суперфильтр, сомножитель, антитело, предкамера.

 4. Обозначьте части слова; запишите слова, от которых образованы данные термины: ракетодром, землесос, пылесос, планетоход, луноход, кормовоз, автоцементовоз, аэротанк, бензопила, видеомагнитофон. Запишите еще три-четыре термина, образованные по такой же модели; поясните, как они образованы.

 5. Укажите части слова в данных терминах; устно объясните, как они образованы — от каких основ и с помощью чего: микродвигатель, телеграфист, резцедержатель, электродвигатель, металлообработка, фотопреобразователь, фотомножитель, картофелекопалка, бетономешалка. Подберите два-три термина, образованные таким же способом (от двух основ с помощью суффиксов).

 6. Продолжите перечень терминов-прилагательных: прямая, кривая, касательная, секущая, … Подберите проверочные слова для проверяемых безударных гласных в корне.

 7. Есть термины, образованные от собственных имен ученых и изобретателей. Запишите некоторые из них и продолжите данный список; объясните значение каждого термина: дизель, дрезина, ампер, кулон, ом, герц, рентген, кюрий, фермий, тормоз Матросова, автомат Калашникова, …

 Научный стиль речи (научно-учебный, научно-популярный) — это стиль школьных учебников, и от того, как учащиеся будут подготовлены к восприятию и переработке научно-учебного, научно-популярного текста, во многом зависит их успеваемость по основным школьным предметам. Умение работать с текстом научного содержания — это своего рода ключ к успеху в обучении. А ключ этот — в руках словесника. Но учитель русского языка и литературы в одиночку не сможет решить эту задачу. Нужны согласованные усилия всех учителей, работающих в параллельных классах.

 В текстах разных предметов названные типы речи имеют свои особенности. Описание исторического события строится не так, как описание географического объекта, химического процесса или физического явления. Описание должно отразить суть события, явления, предмета, а она в исторических, географических, физических реалиях разная, что отражается и на структуре описания, и на выделении ключевых слов-понятий и их признаков.

 Соотношения между типами речи в текстах по различным предметам устанавливаются по-разному.

 Составными частями научного текста являются таблицы, графики, диаграммы, схемы, карты, формулы. В научной, научно-учебной литературе по русскому языку чаще используются таблицы. Приведем одну из них, иллюстрирующую правописание повелительного наклонения глаголов в сопоставлении с их личными формами.

Неопределенная
форма

Настоящее и будущее время

Повелительное
наклонение

2-е л. мн. ч.

2-е л. ед. ч.

мн. ч.

выручить (II спр.)
сохнуть (I спр.)

выручите
сохнете

выручи
сохни

выручите
сохните

 Учащимся предлагается внимательно изучить таблицу и сделать вывод, сформулировав отраженное в ней правило: форма множественного числа повелительного наклонения у глаголов II спряжения совпадает на письме с формой 2-го лица множественного числа настоящего (или будущего простого) времени, а у глаголов I спряжения не совпадает, личное окончание во 2-м лице множественного числа и суффикс повелительного наклонения в этой форме различаются по написанию.

 Учащиеся одновременно вспоминают и другие правила правописания глаголов в повелительном наклонении, правила употребления мягкого знака, в том числе после шипящих.

 Можно дать задание самостоятельно составить дома таблицу об употреблении мягкого знака после шипящих в конце слова (у разных частей речи), а на следующем занятии прочитать содержание составленной таблицы, сформулировать заключенное в ней правило, объединяющее материал многих грамматико-орфографических тем.

 Аналогичных заданий по составлению таблицы, отражающей нормы правописания, а также систему лингвистических понятий, может быть много. Такая система работы с таблицами позволит учителю повторить с учащимися материал значительной части курса русского языка.

Публицистический стиль

 Элементы публицистического стиля в наиболее простых его формах наблюдаются в речи учащихся рано, уже в 5—6-м классах. Их надо развивать, совершенствовать, наполнять теоретическим осмыслением, приближать к сложившимся правилам и нормам публичной речи. Необходимо учить школьников анализировать тексты публицистического стиля, на что и нацелены упражнения данного раздела учебника.

 Публицистический стиль речи — это не просто умелое использование общественно-политической, нравственно-этической лексики, синтаксических средств, приемов построения устного высказывания, это прежде всего проявление личностных качеств человека, его убеждений. Таким образом, овладение публицистическим стилем неразрывно связано с формированием личности.

 Работа над публицистическим стилем речи должна быть связана с повседневной жизнью учащихся, с их реальными жизненными планами, с нравственными, эстетическими, социальными ценностями, доступными восприятию и пониманию школьников.

 Тексты упражнений учебника и приложения к методическому пособию позволяют вести серьезный разговор на различные темы: о счастье, об отношении к истории страны, к культурному наследию, об экологии культуры, о «чудиках» шукшинских рассказов, о женщине в рассказах Шукшина и многом другом. Одновременно большое внимание уделено работе над языковой формой, композицией публицистических жанров, над путевым, портретным, проблемным очерками, над устной формой выступления, в том числе полемического, дискуссионного.

 Задача учителя русского языка и литературы — научить говорить, умело используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса; композиционно правильно строить устное выступление и писать сочинения, доклады, а также научить думать, убеждать не одной лишь фразой, а прежде всего логикой, знаниями, глубокой убежденностью в том, о чем говорит, что доказывает, к чему призывает ученик.

 Учитывая уровень подготовки класса, следует определить для него не только содержательную сторону работы над публицистическим стилем, но и работу над языковой стороной. Помещенные в учебнике тексты упражнений дают возможность свободно варьировать выполняемые на их основе вопросы и задания: по структуре текста, по лексике и фразеологии, по грамматике, синтаксису, орфографии и пунктуации, стилистике.

 Учитель может сам предложить дополнительные задания к некоторым текстам для всего класса, для группы учащихся или индивидуально. Так, на основе текста Н. А. Бердяева «Духи русской революции» (упр. 407), весьма интересного с точки зрения осмысления тех исторических процессов, которые нашли отражение в русской литературе XIX века, кроме сформулированных в упражнении заданий, могут быть предложены и другие.

Дополнительные задания к упр. 409

 1. Выпишите 7—8 слов иноязычного происхождения с непроверяемыми безударными гласными в корне и образуйте от них однокоренные слова.

 2. Выпишите 5—6 слов иноязычного происхождения с проверяемыми безударными гласными в корне, в скобках запишите проверочные слова.

Дополнительные задания к упр. 452

 1. Выпишите все примеры на слитное и раздельное написание не, группируя их по орфографическим правилам.

 2. Из последних двух абзацев выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне, группируя их по частям речи.

 3. Найдите устойчивые (фразеологические) обороты речи, раскройте их значение.

 4. Выпишите предложения с вводными словами, подчеркните в них грамматическую основу и однородные члены.

 Включенные в учебник тексты дают возможность организовать работу учащихся с лексикой оценочного характера, иноязычной лексикой, общественно-политической лексикой и фразеологией, с лексикой, отражающей нравственно-психологические качества человека, провести наблюдение над использованием в публицистическом стиле терминов науки, экономики, спорта (в их прямом и переносном значениях).

Дополнительные задания

 1. Общественно-политическая лексика пополняется и за счет возрождения известных ранее слов, они приобретают иное значение, новые оттенки. Таковы, например, слова новое, старое; предприниматель, бизнес, рынок; воин, династия. Каково их современное значение?

 2. Возрождаются слова, вышедшие или почти вышедшие из употребления. Как вы понимаете слова душа, судьба, милосердие, православие; колдун, знахарь, порча, народная медицина?

 3. В публицистическом стиле слова-термины нередко используются в переносном значении: фронт работ, сигнал неблагополучия, атмосфера доброжелательности (вражды). Поясните переносное (в их выразительной функции) значение выделенных слов. Подберите из газет, радио — и телепередач 5—6 подобных примеров.

 4. Широко используются в публицистическом стиле фразеологические обороты толочь воду в ступе, вылететь в трубу, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках. Поясните значение этих оборотов.

 5. В каких речевых ситуациях уместны приведенные ниже фразеологизмы? Попытайтесь выяснить их этимологию.

 Как Мамай прошел, мамаево побоище, казанская сирота, узнать всю подноготную, устроить головомойку, бросать слова на ветер, сделать карьеру, валаамова ослица.

 Чтобы включить учащихся в продуктивную работу по развитию речи, надо определить, какому стилю и каким жанрам, а может быть, даже одному из жанров отдать предпочтение. Конечно, познакомить учащихся с разными стилями, жанрами необходимо, учить их писать в этих стилях и жанрах тоже необходимо, но практический эффект от такого разнообразия, как правило, небольшой.

 Для успешного овладения искусством слова целесообразно сосредоточить внимание на одном-двух стилях и нескольких жанрах, в течение целой учебной четверти или даже полугодия сосредоточиться на одной из выбранных жанровых форм словесного творчества, например на очерке, в частности на портретном очерке. Тогда легче будет подбирать материал для наблюдения и анализа, для самостоятельного литературного творчества.

 Занятия по теме «Очерк», в частности «Портретный очерк», могут быть очень интересны и эффективны: богатейший материал для анализа дают «Записки охотника» И. С. Тургенева, произведения И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

 Написание портретного очерка требует хорошего знания того человека, о котором пишется очерк. Для этого требуется наблюдательность, понимание характера, личности человека, знание мелочей его жизни и умение увидеть его внутренний мир. Вместе с тем пишущий должен иметь собственное мнение о том, кому посвящается очерк, и умело, ненавязчиво, последовательно отражать свое отношение к герою очерка — и при отборе языковых средств, и при развитии основной мысли очерка, и в прямых оценках и характеристиках.

 С точки зрения правдивости, подкупающей читателя, зажигающей его желанием написать нечто такое же о хорошо знакомом человеке, характерен очерк М. Горького «А. П. Чехов». Анализ его поможет учащимся и в их работе над собственным очерком, и в осмыслении фактов русской литературы конца XIX — начала XX века, личных и творческих связей между крупнейшими художниками слова этого периода. Для анализа очерка целесообразно предложить такие задания:

 1. Выявите, какие художественные приемы помогают Горькому воссоздать, оживить образ А. Чехова; проиллюстрируйте примерами.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7