Как поднять металлический гараж своими руками и залить фундамент?

как поднять металлический гараж своими руками и залить фундамент

Фундамент под гараж металлический

Фундамент под гараж металлический выбирается согласно конструкции гаража и самое основное, это зависимость грунта. Устанавливая фундамент для железного гаража надо учитывать и качество почвы и близость грунтовых вод, и многое другое.
Сегодня мы и рассмотри вопрос, как сделать фундамент под металлический гараж.Цена данной конструкции будет полностью зависеть от типа фундамента. Так же будет предложена инструкция для изготовления самого распространенного варианта.

Содержание

Виды фундамента

Фундамент под металлический гараж своими руками можно сделать практически любой. Только надо сначала определить, какой надо делать и после этого решать, как сделать фундамент под железный гараж.
Есть несколько вариантов изготовления, которые характерны каждый для своей почвы и приближенности грунтовых вод.

Название фундамента Краткая характеристика
как поднять металлический гараж своими руками и залить фундамент

Ленточный фундамент

Этот вариант наиболее часто применяется владельцами. Цена его не высокая и он является довольно надежной конструкцией. Ведь металлический гараж имеет не большой вес. При такой конструкции можно сделать и гараж, а это не маловажно. Его полностью можно сделать своими руками и этим снижается его цена.
как поднять металлический гараж своими руками и залить фундамент

Столбчатый фундамент

Это более дорогой вариант. Здесь не получится сделать подвала, зато не надо будет делать гидроизоляции. Это прекрасно можно применять в местах, где близкие грунтовые воды и для ленточного потребуется делать довольно глубокую траншею, чтобы добраться до устойчивых пластов земли. Следует сказать, что такой фундамент нельзя строить на почве, которая подвержена пучению и смещению пластов. Зато при наличии сырой почвы вы сбережете от коррозии свою машину. Только и строительство будет более затратно.
как поднять металлический гараж своими руками и залить фундамент

Фундамент монолитный

Он как раз и предназначен для не тяжелых конструкций. Такая конструкция довольно устойчива и не потребует больших затрат. Есть и недостаток, у вас не будет подвала. Зато его прекрасно можно установить практически на любой почве. Даже если в вашей местности перемещается грунт, можно быть уверенным, что гаражу это не навредит.
как поднять металлический гараж своими руками и залить фундамент

Фундамент свайный

Это наиболее дорогая конструкция, которая делается только с применением специализированной техники и для установки металлического гаража не пригодится. Это будет дорогим проектом и не рентабельным.

Строительство фундамента

Первым делом необходимо определиться с местом для возведения гаража, а также с его размерами.
Стандартными считаются следующие (в метрах):

как поднять металлический гараж своими руками и залить фундамент

Схема изготовления фундамента

  • Ширина – 3,4,
  • Длина – 6,
  • Высота – 2,5 (по коньку).

Размеры ворот обычно таковы (в метрах):

  • Высота – 2,
  • Ширина – 2,5.

Возводить капитальный фундамент для последующего строительства металлического гаража – бесполезная трата денег, времени и сил. Чтобы строение в последующем было удобно использовать, имелась возможность соорудить в гараже смотровую яму или сделать пол, разумнее его поместить на монолитную плиту, послужащую впоследствии полом, либо на незаглубленный ленточный фундамент.

Технология возведения ленточного фундамента

Эта работа выполняется по некоторым правилам:

  • Площадку для строительства очистить от мусора, веток и растений.
  • После чего произвести разметку, опираясь на выбранные размеры.

Внимание: Не следует пренебрегать измерением диагоналей, дабы удостовериться в том, что стены фундамента четко параллельны. Углы разумнее отмечать путем забивания колышков либо обрезков арматуры. Бечевку (или капроновую веревку) натянуть вдоль будущих стен, по ней будет удобно делать опалубку.

  • Выкопать траншею шириной 40 см и глубиной 20 см по периметру гаража. Вслед за этим из досок (или фанеры) установить опалубку так, чтобы будущий фундамент имел ширину 30 см, а высоту – 40 (20 см под землей и 20 см над ней).

Копаем траншею

  • Затем произвести армирование, для чего достаточно арматуры около 7 мм диаметром. Ее надо сделать в виде решетки. У нас конструкция не тяжелая, поэтому можно ее просто уложить крест на крест.
  • Подготовить или купить бетон и залить фундамент для гаража. Для возведения фундамента размером 3,5×6×0,4 понадобится порядка 8,5 кубометров бетона. Как только бетон встанет (приблизительно через неделю), смело следует переходить на следующий этап.

Возведение каркаса

Для его строительства рациональнее всего применять уголок 35 на 35, для обеспечения оптимальной жесткости каркаса этого вполне достаточно.

Внимание: Не следует чересчур утяжелять конструкции и тратить лишние деньги. Порой используют в качестве каркаса профилированную трубу, что тоже удачный вариант, поскольку та считается более прочной. Однако она и стоит дороже.

Технология изготовления каркаса

Это процесс не такой и сложный, но достаточно кропотливый и делается следующим образом:

  • Сперва сварить нижнюю часть каркаса, которая будет крепиться к фундаменту посредством анкеров.
  • Потом установить вертикальные стойки. Делать их по длинным сторона гаража нужно на расстоянии порядка 1,5 метров один от другого.
  • Далее сварить верхнюю часть каркаса. Дополнительную жесткость сможет придать уголок, установленный по диагонали в некоторые (или в каждый) пролеты между стойками.
  • Верхнюю (крышную) часть каркаса выполнить в виде треугольника (равнобедренного), с высотой 0,5 м, что обеспечит оптимально возможный угол наклона скатов. Следует все заготовки сварить на земле, после чего поднять наверх и зафиксировать.
    Для обеспечения надежности данной конструкции потребуется пара элементов на торцевые стены, а также еще такое их количество, сколько установлено вкупе вертикальных стоек. Таким образом, для гаража 6 метров длиной и с 1,5-метровым шагом понадобится 5 элементов.

Лучше размещать треугольные элементы над установленными вертикальными стойками самого каркаса.

Монтировка обшивки

В качестве обшивки рациональнее применять металлический прокат, толщиной не более 3 мм:

  • Металл к каркасу следует крепить посредством точечной сварки или посредством болтов или же саморезов по металлу.

Внимание: Обычно заднюю стенку стараются выполнить из цельного металлического листа. Листы на боковые стороны гаража лучше крепить внахлест, поскольку это сведет к минимуму попадание влаги в само строение и обеспечит наибольшую жесткость.

  • Швы, оставшиеся после монтировки обшивки необходимо обработать болгаркой. Потом поверхность стоит тщательно обезжирить и обработать грунтовкой по металлу (лучше двумя слоями), а затем окрасить в выбранный цвет. Подобную процедуру нужно проделать и с каркасом.
  • Ежели к моменту окраски на металлической поверхности образовался небольшой налет ржавчины, непосредственно перед покраской его следует удалить с помощью щетки-кварцовки.
  • Для облицовки, помимо листового металла, можно применять оцинкованные стальные листы, прикрепить которые можно лишь на саморезы или болты, поскольку
    сварка повредит цинковое покрытие, и в местах швов вскоре образуются очаги коррозии.

Металлический сайдинг – еще один вариант обшивки. На готовый каркас он монтируется довольно легко, не требует специальной обработки и при этом выглядит весьма эстетично. Однако обойдется он на порядок дороже упомянутых вариантов.

Как утеплить металлический гараж

Обычно металлический гараж утепляют, как и иные виды подобных строений, с помощью пенопласта, стекловаты либо любых утеплителей подобного рода.
Особое внимание уделяют утеплению потолка, поскольку именно через него происходят главные тепловые потери. Однако следует учитывать: как металлический гараж ни утепляй, он все равно будет оставаться наиболее «холодным» из всех вариантов.
Перед началом выполнения работ стоит посмотреть фото и видео и сразу составить план ведения работ. И самое главное не торопится, надо делать все обдуманно.

Фундамент под гараж: виды

Итак, делаем фундамент под гараж. Первый вопрос, который возникает перед началом строительства: «Какой лучше фундамент для гаража?»

Исходя из требуемых характеристик, в гаражном строительстве рекомендуется применять следующие типы фундаментов:

Ленточный

Можно сделать ленточный фундамент под гараж своими руками. Фундамент этого типа способен нести значительную нагрузку.

Поэтому он пригоден для возведения гаражей абсолютно из любого материала.

Можно возводить ленточный фундамент под металлический гараж, деревянный, из кирпича или бетонных блоков.

Также подойдет такой фундамент под гараж из металлопрофиля.

Высокая несущая способность также позволяет не ограничивать гараж в этажности.

Поэтому вполне возможно устроить над гаражом второй этаж под мастерскую или для хозяйственных надобностей.

Дополнительное удобство ленты — наличие свободного пространства по всей площади гаража. Его можно использовать под обустройство смотровой ямы или даже полноценного погреба.

ВАЖНО: Ленточные фундаменты малопригодны на пучинистых почвах. При сезонных подвижках грунта сравнительно легкая постройка может перекоситься из-за неравномерности смещения почвы. От таких деформаций может пострадать и сам фундамент.

Также существует ограничение, связанное с рельефом местности. Зачастую под гаражные кооперативы отводят далеко не самые лучшие участки, испещренные оврагами. При больших перепадах высот такое основание под гараж придется делать ступенчатым.

Большой объем пространства под гаражом удобен в плане эксплуатации, однако на устройство подобного фундамента может быть израсходовано чрезмерное количество материалов, труда и денег.

Если Вам нужно построить фундамент под гараж дешево, то можно рассмотреть вариант с мелкозаглубленным ленточным фундаментом.

Читайте также здесь о том, какой фундамент под гараж из шлакоблоков выбрать.

Свайный или столбчатый

Как сделать фундамент под гараж правильно? Свайный или столбчатый фундаменты представляют собой вертикальные опоры, заглубленные в грунт.

К их достоинствам относят малый расход материала и высокую скорость возведения.

При этом опоры обладают очень большой несущей способностью, с учетом небольшой массы гаража позволяющей свести их количество к минимуму.

Возводить можно такой фундамент под гараж на болотистой местности.

Для упрощения дальнейшего строительства и придания всей конструкции гаража большей жесткости оголовки свай нередко дополняют ростверком. Ростверк может быть выполнен либо из деревянного бруса, либо из профилированной трубы, либо из металлопроката.

Под гаражи можно использовать опоры любого типа: набивные и буронабивные сваи, столбчатые опоры из кирпича и т. д. Материал для свай может быть любым: железобетон или металл.

Преимуществом свайного фундамента является наличие свободного пространства между полом гаража и поверхностью почвы. Это позволяет обеспечить естественную вентиляцию и гарантированно решить проблему влажности в гараже.

Особое место занимают винтовые металлические сваи. Под легкий гараж допускается использовать дешевые сваи минимального диаметра, не требующие значительных трудозатрат при завинчивании.

Еще одно достоинство свайно-винтового решения — полная независимость от типа грунта и рельефа. Подойдет такой фундамент для гаража на пучинистых грунтах.

Монолитная плита

Как делать фундамент для гаража? По своей сути монолитная плита — это плита из железобетона, лежащая на грунте. В некоторых случаях фундамент может быть заглублен на толщину плиты, за счет чего получается сравнять уровни пола в гараже и поверхности земли. Это упрощает заезд в гараж.

Монолитную плиту допускается укладывать на любые виды грунта, вне зависимости от их состава и несущей способности.

При этом либо вообще не потребуется устройство котлована сколько-нибудь значительной глубины, либо заглубляться придется лишь на толщину самой плиты. Это ускоряет и удешевляет строительство.

Дополнительная экономия достигается возможностью использования поверхности фундаментной плиты в качестве пола в гараже. После ее заливки останется лишь возвести стены и крышу, произвести отделку. Какой-либо дополнительной гидроизоляции от почвенной влаги производить уже не нужно.

Из недостатков монолитной плиты отмечается лишь невозможность устройства погреба или смотровой ямы.

Теоретически все это сделать можно, однако ввиду малых габаритов плиты наличие пустот в ее центре чревато потерей механической прочности.

Еще одна сложность — повышенный расход материала.

Так как бетон и металлическая арматура должны быть уложены и залиты по всей площади гаража.

Затраты труда при этом будут соответствующими. Интересует, как правильно залить фундамент под гараж? Узнайте здесь.

Подойдет такой фундамент для металлического гаража. Сколько сохнет фундамент под гараж? Время полного высыхания плиты зависит от температуры воздуха. Примерно 9-15 дней.

О том, как разметить фундамент под гараж и как рассчитать глубину, Вы можете узнать здесь.

А также статья о том, какой выбрать фундамент под каркасный гараж.

Глубина заложения

Выделяют следующие основные факторы, влияющие на глубину заложения фундамента:

  • материал для строительства гаража;
  • тип грунта;
  • вид фундамента.

Ленточный фундамент под одноэтажный гараж в большинстве случаев требуется заглублять на 20-40 см. Однако если он кирпичный и/или имеет второй этаж, а также при строительстве на почвах с высоким содержанием глины, то заглублять его следует ниже точки промерзания грунта.

В большинстве регионов эта точка располагается на глубине 60-80 см. Соответствующей глубины должна быть и траншея под ленту.

ВАЖНО: На гравийных грунтах не рекомендуется заглублять фундаменты ниже точки промерзания. Мелкозаглубленные варианты будут лучше противостоять пучению.

Свайные или столбчатые фундаменты заглубляют до достижения несжимаемых слоев грунта.

Здесь определяющим фактором является состав почвы.

На каменистых грунтах может оказаться достаточным и 40-60 см, на слабонесущих — от 1 м и более.

Свайно-винтовые опоры завинчивают до тех пор, пока это представляется возможным или пока хватает длины сваи.

Есть вероятность, что завинтить все сваи на равную глубину не получится.

В этом случае высоту концов свай выравнивают путем спиливания болгаркой.

Плитные фундаменты могут либо вообще не заглубляться, либо устраиваться вровень уровнем земли. В первом случае будет достаточно лишь подготовки котлована для засыпки подушки, во втором необходимо прибавить расчетную толщину плиты.

Пошаговое строительство фундамента для гаража из пеноблоков Вы можете найти в статье.

Подготовка почвы и гидроизоляция

Суть подготовки почвы сводится к расчистке строительной площадки и изучению геологии. Очищать от мусора, растительности и посторонних предметов следует не только участок в периметре будущего гаража, но территорию вокруг. Это упростит ведение работ.

Геологические изыскания состоят в изучении состава почвы. Для этого на площадке производят бурение, во время которого производят анализ извлекаемой на поверхность породы. В зависимости от его результатов (гравийный, скальный, песчаный, глинистый, супесь и т. п.), делают вывод о целесообразности использования фундамента того или иного типа.

Гидроизоляция фундамента гаража благотворно сказывается на сохранности как самого основания, так и стен гаража. Чаще всего применяются два способа, выбор которых зависит от вида фундамента:

  • гидроизоляция рулонным материалами. Применяется для ленточных и столбчатых кирпичных фундаментов. Ее суть сводиться к наплавлению битумосодержащих листов на поверхность фундамента. Листы при этом должны накладываться внахлест;
  • нанесение мастики. Такой способ необходим в случае устройства свайного металлического фундамента. Обработке подлежат оголовки свай.

В том случае, когда пространство под гаражом планируется отвести под подпол, фундамент дополнительно утепляется пористым материалом на основе каменной ваты или вспененного пенополистирола.

Теперь Вы знаете, как построить фундамент для гаража своими руками. Продуманный выбор оптимального типа фундамента под гараж позволит сохранить в целости не только саму постройку, но и хранящейся в ней куда более дорогостоящий автомобиль.

Поэтому имеет смысл тщательно сопоставлять геологические условия и конструкцию гаража, а также выполнять все работы без отклонений от технологических рекомендаций.

Небольшие лёгкие металлические гаражи достаточно популярны в последнее время. Их просто возвести и демонтировать в случае необходимости. Учитывая относительную лёгкость конструкции, о фундаментах обычно особо не заботятся или же совершенно отказываются от них. Сегодня это всё чаще становится причиной беспокойства для владельцев гаражей, выливаясь в такие проблемы, как просадка или перекос коробки. В большинстве случаев для устранения подобных неприятностей понадобится подъём конструкции.

Для чего нужно поднимать гараж

Основная причина поднятия гаража — деформация фундамента

Как уже было сказано выше, основной причиной, вызывающей необходимость поднятия гаража, является деформация фундамента.

Она может возникать вследствие:

  • использования при строительстве коробки листов металла неодинаковой толщины, что приводит к неравномерной нагрузке;
  • размещения на стенках гаража полок для хранения различных инструментов, что вызывает утяжеление одной из сторон;
  • стройки, расположенной поблизости от гаражных кооперативов, которая может привести к поднятию грунтовых вод и деформации грунтов;
  • закладки фундамента выше уровня промерзания, что чревато его выталкиванием со стороны основной почвы.

Однако не только проблемы с фундаментом могут стать причиной проведения работ по подъёму гаража.

Среди прочих причин можно выделить:

  • необходимость замены или утепления пола, если он был сделан из дерева;
  • трудности при открывании ворот;
  • повышение уровня подземных вод, что приводит к затапливанию;
  • обветшание несущих конструкций;
  • неравномерная просадка, которая может вызвать перекос каркаса;
  • необходимость проведения работ по утеплению помещения и т.д.

Поднимать можно только коробку металлического гаража. Причём убедитесь, что он именно металлический, а не просто обшитая металлом коробка из шлакоблока или другого строительного материала.

Способы поднятия коробки

Использование домкрата — более простой и доступный вариант поднятия гаража

Поднять гараж можно с использованием специального автокрана с достаточно длинной стрелой или домкратом. Автокран целесообразно задействовать для недавно построенных гаражей. В этом случае крыша конструкции обязательно должна быть оснащена крепкими специальными металлическими петлями. Кроме того, стоимость работ достаточно высока.

В ином случае проблема может состоять только в том, что домкрат должен быть достаточно мощным. Лучше приобрести гидравлический или использовать, по возможности, железнодорожный.

Инструкция по поднятию гаража домкратом

Поднять гараж домкратом в одиночку – крайне затруднительно, поэтому советуем найти напарника

Для подъёма гаража домкратом вам понадобятся:

  • Домкрат для автомобиля УАЗ, рассчитанный на 5-тонную нагрузку. Менее мощные не подойдут. Они просто не смогут поднять металлическую коробку;
  • Кусок металлической трубы диаметром не менее 60-80мм;
  • Около полуметра швеллера №20;
  • Уголок 45Х45 – примерно 15см для размещения на домкрате;
  • Куски бруса 50мм;
  • Керамические кирпичи в количестве 10-12 штук.

Перед началом работ желательно снять ворота, так как это значительно облегчит конструкцию. Просчитайте высоту, на которую необходимо поднять гараж. Если вы решили выполнить работы из-за просевших ворот, то высота, на которую нужен подъём, должна обеспечить не менее 3см зазора между основанием и воротами.

Работы начинайте с откапывания стенок. Иногда они «врастают» в землю на значительную глубину. После откапывания стен до основания начинайте поднимать поочерёдно сначала заднюю стенку, затем переднюю. Некоторые откапывают ямы по углам и по центру каждой из сторон.

Подъём осуществляйте на небольшую высоту (не более, чем на 15см), чтобы исключить перекос каркаса и разрыв швов в местах соединения листов.

Работы начинайте с задней стороны. При подъёме стенки в образовавшееся пространство немедленно следует подложить доску и приступить к подъёму следующей. Следите, чтобы не было существенного перекоса. Поднимите все стенки так, чтобы по периметру были сквозные отверстия. Подставьте под все стены доски.

Теперь пришло время для домкрата. Его следует установить в углу на доску. На него укладывают уголок, а на уголок устанавливают кусок металлической трубы. На трубу ставят швеллер таким образом, чтоб упор приходился на ребро жёсткости основания гаража.

Дальнейший подъём противоположных стенок производится поэтапно. Используя уровень, проверяйте уклон в районе крыши. Выравнивание производите подкладыванием досок или камней. После выравнивания подо все углы и посередине длинных стенок подложите кирпичи. Можно использовать и бетонную тротуарную плитку. Главное, чтобы материал обладал достаточной крепостью и долговечностью. Можно установить гараж на шпалы, защищённые пропиткой от грибков и плесени.

В таком состоянии конструкция должна находиться около месяца. Это позволит фундаменту и грунту основательно просохнуть.

Техника безопасности и другие советы

  1. При наличии рядом стоящих соседних гаражей убедитесь, что ваш с ними не связан. В противном случае вы рискуете поднять крышу соседа.
  2. Проводите работу вместе с напарником. Во-первых, дополнительные руки не помешают, во-вторых – страховка. При этом важно следить, чтобы во время работ внутри гаража никто не находился. Если в результате неправильных действий произойдёт существенный перекос, и конструкция рухнет, вы избежите ненужных травм или даже жертв.
  3. Появление подозрительных звуков может говорить об опасности обрушения. В этом случае прекратите работы и отойдите на безопасное расстояние.
  4. Не просовывайте руки в образовавшееся пространство под стенками. Отведите эту роль доскам. Как только все углы будут стоять на кирпичах, выровняйте конструкцию с применением уровня.
  5. В процессе подъёма следите, чтоб не было сильного перекоса, способного стать причиной развала всей конструкции. Подъём осуществляйте не более, чем на 10 – 15 см. Как только заметите перекос, переходите к подъёму следующей стенки.
  6. При наличии залитой отмостки вокруг конструкции, её придётся убрать, чтобы получить доступ к периметру гаража.
  7. Если причиной перекоса стала неравномерная просадка, возможно обойтись подъёмом только перекосившейся части, а не всей конструкции. Подобное может произойти из-за частичного разрушения фундамента или основания гаража.
  8. Перед проведением работ проверьте надёжность несущих элементов. Если их крепость вызывает сомнения, лучше откажитесь от самостоятельного проведения работ. В противном случае может произойти полное разрушение каркаса и обрушение всего строения.
  9. Если гараж сильно ржавый, а вы хотите его поднять, усильте каркас уголками или швеллерами, подварите ржавые участки. В этом случае работы следует проводить особенно аккуратно, обращая внимание на перекосы.

Если у вас есть малейшие сомнения в собственных силах, есть смысл обратиться к профессионалам. Лучше заплатить, чем обрушить всю конструкцию металлического гаража.

Хороший гараж нужно строить только на хорошем основании, конструкция которого должна выбираться с учётом конкретных условий и гидрогеологии места строительства. От того, насколько правильно будут произведены работы по устройству фундамента, будет зависеть успешность предпринятых усилий по возведению гаража в целом.

Как построить фундамент под гараж

Опорное основание для любого здания предназначается для восприятия всех нагрузок от верхнего строения и компенсации дополнительных нагрузок от сейсмических и других природных явлений. Для того чтобы в дальнейшем гараж можно было эксплуатировать без каких-либо проблем, необходимо выполнять работы в соответствии с требованиями технологического процесса и использовать только качественные материалы.

Капитальный гараж из кирпича лучше строить на ленточном фундаменте

Выбор вида фундамента

Чтобы определиться с типом фундамента, нужно учесть все обстоятельства реальных условий строительства:

  1. Характеристики грунта и глубину залегания подпочвенных вод. Эти показатели определяются разведочным бурением и лабораторным исследованием проб с участка. Понесённые на это затраты (приглашение специалиста и весь комплекс работ обойдётся в 6–10 тысяч рублей) с лихвой окупятся длительностью эксплуатации гаража. Особенности сезонного колебания грунтовых вод можно уточнить осмотром имеющихся по соседству водозаборных устройств — колодцев или скважин. Периодичность изменений уровня выясняется путём опроса местных жителей.
  2. Предполагаемая конструкция гаража — со смотровой ямой и подвалом или без них.
  3. Выбранные материалы для строительства.

Влияние грунтов на выбор типа фундамента

К слабым грунтам относят мелкие пылевые почвы, супеси и суглинки, пески. Они характеризуются способностью перемещаться под внешним воздействием. Такие основания нужно уплотнять. Для этого под фундамент роют траншею и утрамбовывают её дно с помощью вибрационной плиты. Нужно учитывать, что при хорошем уплотнении просадка грунта составляет до полуметра. При этом основание не теряет водопроницаемости, поэтому на нём можно сооружать фундамент любого типа.

Супесь относится к слабым грунтам, которые необходимо уплотнять перед постройкой фундамента

Средний песчаный грунт с включением гравия выносит любые нагрузки без смещения, в его уплотнении необходимости нет. На таких естественных подложках можно устанавливать фундаменты любого типа.

На песчаном грунте можно возводить любые фундаменты с небольшим заглублением

Самыми надёжными грунтами для опорного основания любого строения являются каменистые и скальные образования. Они не подвержены вспучиванию при промерзании и размыванию грунтовыми водами.

Скальные грунты допускают устройство незаглублённых фундаментов

Самыми неблагоприятными для любых фундаментов являются глинистые грунты. Такие почвы плохо пропускают воду. В них образуются водяные прослойки и небольшие линзы. При замораживании вода расширяется и оказывает на окружающее пространство значительное давление. Такое явление называется вспучиванием, оно способно разрушить даже самые прочные бетонные конструкции.

Глинистые грунты обладают повышенной пучинистостью, потому что плохо пропускают воду

Для ограничения давления пучинистого грунта на фундамент его основание нужно заглубить ниже уровня промерзания почвы. В этом случае сохранится только боковое воздействие при расширении грунтовых вод. Самый надёжный способ избавления от пучинистых грунтов — обезвоживание. Для этого используется дренирование — кольцевое или пристенное. Способ трудоёмкий и затратный, но часто неизбежный.

Особенности конструкции гаража

Значение для выбора фундамента имеют следующие обстоятельства:

  • намерение устроить подвальное помещение или смотровую яму;
  • особенности материалов, которые будут использоваться для возведения стен и устройства кровли;
  • наличие второго этажа над основным строением для обустройства мастерской или кладовой.

Гараж со смотровой ямой

При таком варианте обустройства сначала нужно отрыть траншею для ямы. По окончании работы стенки ямы лучше обшить временной опалубкой и только после этого приступать к рытью траншей для основного фундамента. Обязательно надо учесть необходимость прокладки пристенного дренажа ниже уровня опорной поверхности фундамента.

Пристенный дренаж делается при наличии в строении заглубленных помещений

Основным условием для устройства смотровой ямы является расположение верховых вод ниже 2,5 метров даже во время их максимального поднятия — весной, во время таяния снега. Если это условие не выполняется, можно устроить пластовый дренаж под ямой (подвалом). Это значительно увеличивает трудозатраты и финансовые вложения.

Принято считать стандартными размеры ленты фундамента для гаража 40х60 сантиметров. Этого достаточно, чтобы выдержать вес строения из пеноблоков, ракушечника, шлакоблоков или деревянного бруса. Увеличение нагрузки при строительстве дома из кирпича или бетона, а также при возведении второго этажа требует соответственного увеличения размеров основания. Ширина стен должна быть на 12–15 сантиметров меньше ширины фундамента.

Виды фундаментов

В зависимости от перечисленных обстоятельств можно выбрать следующие основные конструкции фундаментов:

  1. Ленточный. Это наиболее распространённый вид опорного основания из бетона.

    Если в гараже нужно обустроить смотровую яму, лучше всего поставить его на ленточный фундамент

  2. Свайный на полых погружных сваях. В шурф устанавливается труба диаметром до 40 сантиметров, в неё помещается арматурная сетка, затем внутрь трубы заливается бетон. Верхние концы свай выравниваются горизонтально по натянутому шнуру. Чаще всего такой фундамент используется на участках с естественным уклоном.

    Фундамент на сваях применяется на слабых грунтах и в местах с большим естественным уклоном

  3. Свайный на винтовых металлических сваях. Основанием для стен гаража является мауэрлат, закрепляемый на верхних концах опор. Преимущество состоит в полном отсутствии земляных работ.

    Фундамент из винтовых свай не требует проведения земляных работ

  4. Столбчатый. Возводится на бетонированных шурфах.

Разумеется, здесь указаны не все фундаменты, сооружаемые для гаражей, а только самые часто используемые в индивидуальном строительстве.

Заливка фундамента своими руками

Из всего разнообразия опорных оснований рассмотрим самый распространённый тип фундамента — ленточный.

Подготовительные работы

Подготовка к устройству фундамента заключается в следующем:

  • исследовать участок на выявление гидрогеологических условий на месте строительства;
  • выбрать подходящий тип фундамента;
  • составить эскизный проект со всеми особенностями устройства;
  • рассчитать и приобрести необходимые материалы;
  • расчистить участок под фундамент, сняв грунтовый слой не только на месте установки, но и на несколько метров вокруг него;
  • выполнить разметку для рытья траншей с использованием колышков и шнура.

Разметку производят двумя шнурами в каждом направлении, так чтобы угол фундамента находился на месте их пересечения

Когда разметка готова, можно приступать к рытью траншеи. Её глубина должна соответствовать эскизному проекту. При этом нужно учесть толщину дренажного слоя. Для его формирования нужно насыпать на дно траншеи гравий в смеси мелкой и средней фракций толщиной 20–30 сантиметров. Насыпь разровнять и утрамбовать. Поверх гравия выполнить отсыпку песком средней фракции, тщательно разровнять, утрамбовать и пролить водой для уплотнения.

Трамбовка слоя подсыпки виброплитой значительно улучшает эксплуатационные характеристики фундамента

Установка опалубки

Для изготовления опалубки под гаражный фундамент можно использовать различные материалы:

  • доску обрезную строганую;
  • фанеру водостойкую толщиной от 12 миллиметров;
  • древесно-стружечную плиту;
  • лист металлический;
  • цементно — стружечную плиту.

Можно использовать и другие плоские материалы вплоть до несъёмной опалубки из бетонных профилей. Основное требование — гладкая формирующая поверхность.

Опалубку можно собрать из любого материала с гладкими стенками, например, из фанеры

Перед установкой опалубки на дно траншеи укладывается гидроизоляция из рубероида в два слоя. На месте ввода коммуникаций в опалубку встраивается труба нужного размера из асбоцемента или пластика.

Опалубка для малозаглубленного ленточного фундамента может быть смонтирована в таком порядке:

  1. По ранее установленной шнуровой разметке в дно траншеи нужно вбить стойки из бруска 50х50 миллиметров. Расстояние между ними должно соответствовать размерам плитного материала или заранее сколоченных дощатых щитов.
  2. Плиты или щиты крепятся к стойкам самонарезающими винтами изнутри.

    Щиты из досок крепятся к стойкам, а затем усиливаются укосинами и поперечными перемычками

  3. Расстояние по ширине регулируется поперечными перемычками из бруска или доски. Они также устанавливаются на саморезы.
  4. Для дополнительного усиления опалубки устанавливаются укосины, которые могут упираться в грунт или в заранее вбитый анкерный дюбель. Количество укосин между стойками определяется гибкостью формирующего листа. В месте их установки также нужно укрепить поперечины.

Зазор между плитами (щитами) не должен быть более двух миллиметров.

Видео: монтаж опалубки

Армирование фундамента

Выбор армирующих прутков для фундамента зависит от веса будущего строения. Для гаража достаточно использовать арматуру диаметром 8–10 миллиметров. Порядок устройства арматурной сетки следующий:

  1. Первый слой арматуры формируется на расстоянии 5 сантиметров от гидроизоляции. Для этого обычно используются обломки кирпича. Расстояние между прутками должно быть в пределах 12–14 сантиметров. Их скрепляют вязальной проволокой из низкоуглеродистой стали.
  2. После этого крепятся стойки из нарезанной арматуры.
  3. Второй и последующие слои сетки из арматуры формируются на расстоянии 14–15 сантиметров выше первого с соблюдением тех же размеров.Выход элементов арматуры из слоя бетона не допускается. Это приведёт к коррозионному разрушению деталей сетки. Не допускается также оставлять концы прутков арматуры в углах фундамента. В этих места их следует приводить с запасом и загибать на следующую сторону. Стыки производятся внахлёст и увязываются проволокой.

    Армирование фундамента выполняется в несколько рядов

Заливка фундамента

Для изготовления опорного основания гаража обычно используется бетон марки 300. Чтобы его правильно приготовить, используются следующие материалы:

  • цемент марки M400 – 1 ведро;
  • песок речной средней фракции — 4 ведра;
  • гравий средней фракции — 4 ведра.

Количество воды по правилам должно составлять половину объёма остальных компонентов. В нашем случае её потребуется 4,5 ведра. Но здесь нужно проявить осторожность. Влажность остальных материалов может быть различной, поэтому воду нужно добавлять частями, контролируя консистенцию раствора. При использовании воды из естественного водоёма нужно следить, чтобы в них не попадались органические включения в виде водных растений.

Заливка фундамента производится послойно. Учитывая небольшой объем работ, её можно выполнить в течение одного дня. При заливке бетонную массу нужно тщательно утрамбовывать, не допуская образования воздушных пузырей.

Заливка ленточного фундамента под гараж должна быть выполнена в течение одного дня

Время схватывания бетона составляет не менее 7 дней, после чего можно снять опалубку. Однако полное затвердевание бетонной массы составляет не менее 28 суток. После этого работы можно продолжать. Фундамент при его высыхании нужно укрывать полиэтиленовой плёнкой, а в жаркое время года несколько раз в день смачивать водой. При быстрой сушке бетон не успевает кристаллизоваться должным образом. Впоследствии он может растрескаться.

После демонтажа опалубки на поверхность фундамента нужно нанести гидроизоляцию. Чаще всего для этого применяют битумную мастику. Её можно наносить способом напыления или обычным малярным валиком. Перед нанесением поверхность нужно загрунтовать. Грунтовка выбирается в соответствии с рекомендациями на упаковке основного материала.

После нанесения слоя мастики ей нужно дать выстояться в течение суток, затем нанести второй слой. Обратную засыпку можно производить спустя сутки после устройства гидроизоляции.

Видео: устройство фундамента для гаража своими руками

Если учтены все приведённые обстоятельства и правильно выбрана конструкция фундамента гаража, он будет стоять на прочном основании и служить долгие годы.

64 года, пенсионер, образование высшее, инженер — металлург. Оцените статью:

(5 голосов, среднее: 4 из 5)