Грамотность лишь начало культуры первая ступень ее фундамент ее развития

ТЕСТ № 28 Тире между подлежащим и сказуемым

A.  Укажите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

1) Любить (?) значит страдать.

2)  Жить (?) Родине служить (пословица).

3)  Летний вечер (?) тих и ясен… (А. Фет.)

4)  Врага уничтожить (?) большая заслуга, но друга спасти (?) это высшая честь (А. Твардовский).

5)  Грамотность (?) еще не есть предел культуры для челове­ка. Грамотность (?) лишь начало культуры, первая ступень ее, фундамент ее развития (Я. Асеев).

Б. Укажите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

1)  Сергей Николаевич (?) только начинающий преподаватель.

2) Обитатели Горюхина (?) большею частью роста среднего ().

3)  Летний дождик (?) одно только удовольствие (М. Пришвин).

4) Родина (?) это движение народа по всей земле из глубин веков к желанному будущему. Родина (?) это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру (.).

5) Каждый кленовый лист (?) как дождевая тучка! (Я. Сладкое.)

B.  Укажите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

1) Грешить (?) дело человеческое, оправдывать свой грех (?) дело дьявольское (JI. H. Толстой).

B.  (?) беспощадный приговор дореволюционному строю человеческих отношений (К. Паустовский).

C.  — Я (?) человек подневольный и за барское дело отвечать должен ().

D.  Мы (?) хозяева нашей природы, и она для нас (?) кладовая солнца с великими сокровищами жизни (М. Пришвин).

E.  Под гигантским обрывом блестело Азовское море. Вода в нем (?) как желтоватая листва акаций (К. Паустовский).

ТЕСТ № 29

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

А. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1)  Погода была чудная (?) солнечная (?) тихая (?) с бодрящим (?) свежим воздухом (JI. H. Толстой).

2)  Грачей пролетные стада кричат и весело (?) и важно (И. Бунин).

3)  Были и лето (?) и осень дождливы (В. Жуковский).

4)  Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых (?) так и для детей ().

Б. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Душа обязана трудиться и день (?) и ночь (?) и день (?) и ночь (Н. Заболцкий).

2)  Я даю ему работу (?) и очень интересную (­вский).

3) Старый (?) черный (?) шелковый платок окутывал огромную шею Дикого Барина {).

4)  Матросы ни словом (?) ни жестом не выдали своей тре­воги (К. Паустовский).

В. Укажите предложения, в которых на месте пропуска не ставится запятая.

F.  Во всякое время дня приходилось мне ездить на станцию из своего села (?) или в село со станции (В. Солоухин).

G.  Мне хотелось застать медведя за едой где-нибудь на лесной поляне (?) или за рыбной ловлей на берегу озера (?) или на отдыхе (М. Пришвин).

H.  Там шла кучка лип, хотела было образовать аллею, но вдруг ушла в лес (?) да братски перепуталась с ельником, березняком (И. Гончаров).

I.  А лиса ждет (?) не дождется, пока птенцы выведутся (М. Пришвин).

J.  Вошел декан факультета (?) профессор Звягинцев.

ТЕСТ № 30

Обобщающие слова при однородных членах предложения

А. Расставьте знаки препинания.

1)  И над всем (?) над домами, над пожарной каланчой, над старым городским садом (?) над всем синело прозрачное чистое предутреннее небо (Г. Скребицкий).

2)  Все имущество (?) ружья, продовольствие, запасная одежда (?) все, что находилось в лодке, погибло (В. Арсенъев).

3)  Все вокруг (?) и берега (?) и избы (?) и далекие синие холмы (?) и небо с высокими-высокими облаками (?) весь мир поплыл, казалось, назад и стал опрокидываться (С. Антонов).

4)  И все вокруг показалось мне таинственным (?) и вер­шины елок (?) и метнувшаяся в сумраке сова (?) и нето­ропливый шорох пробежавшего неподалеку барсука ().

Б. Расставьте знаки препинания.

K.  Грачи, галки (?) все собираются на мою борозду клевать червя (Л/. Пришвин).

L.  Деревья, берега, мельница, крестьянские избы (?) все было мокро, черно и грязно ().

M. Ему подавались обычные в трактирах блюда, как-то (?) щи, мозги с горошком, сосиски с капустой (Я. Гоголь).

N.  Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же (?) не­бо, равнину, холмы ().

В. Расставьте знаки препинания.

1)  Надежду и пловца (?) все море поглотило ().

2)  Мне нужны такие вещи (?) молоток, тиски и клещи, ключ, напильник и ножовка, а всего нужней сноровка {Б. Заходер).

3)  И все вокруг (?) и жнивья (?) и дорога (?) и воздух (?) си­яло от низкого вечернего солнца (И. Бунин).

ТЕСТ № 31 Обособленные и необособленные определения

А. Укажите предложения с обособленными определениями.

1)  Очень богат русский язык словами (?) относящимися к временам года (?) и к природным явлениям (?) с ними связанным (К. Паустовский).

2)  Необходимо было выслушать всех (?) записавшихся в прения.

3)  В длинном своем платье (?) со шляпой на голове (?) зеленым вуалем (?) и распущенными кудрями (?) вошла она в переднюю {И. Тургенев).

4)  Оглушенный тяжким гулом (?) Теркин никнет головой {А. Твардовский).

Б. Укажите предложение с обособленными определениями.

O. Прибитая снегом (?) трава лежала полосами (В. Арсенъев).

P.  Омытый дождями (?) молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (М. Шолохов).

Q.  Худенький (?) низенький (?) быстрый (?) в рваной фу­файке и широких штанах (?) он был настоящим хозяином побережья (К. Паустовский).

R.  Прорубленная через вековой сосновый лес (?) просека уходила далеко, к самому горизонту. Проглянувшее сквозь тучи (?) осеннее солнце неяркими пятнами ложилось на сырую после вчерашнего дождя хвою (К. Симонов).

В. Укажите предложение с обособленными определениями.

1)  Я возвратился к Зурину (?) грустен и молчалив ().

2)  Привлеченные светом (?) бабочки прилетели и кружились около фонарей ().

3)  Высокий (?) чуть горбящийся (?) с рыжеватыми (?) пушистыми усами (?) весь круто прожаренный солнцем Италии (?) он показался мне не по возрасту крепким (В. Лидин).

ТЕСТ № 32 Обособленные обстоятельства

А. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами.

1) Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, бежит, кипит (?) сверкая и журча ().

2) Что, сударь, плачете? Живите-ка (?) смеясь (­боедов).

3) Двое людей мечтали (?) покачиваясь в лодке на воде (?) и задумчиво поглядывая вокруг себя (A. M. Горький).

S.  В шестой класс Леньку перевели без экзаменов (?) благодаря воспалению легких {A. M. Горький).

T.  Татьяна любит (?) не шутя {).

Б. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Утопая в снегу (1) пробираясь с трудом сквозь подлесок и бурелом (2) понурив голову (3) брела олениха (В. Песков).

1)1,2,3; 2)1,2; 3)1,3; 4)2,3.

В. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Приподнявшись на цепких полусогнутых ногах (1) стоял он минут десять (2) не шелохнувшись (3) зорко вглядываясь и вслушиваясь в ночь, не видный на темном фоне неба (А. Фадеев).

1)1,2,3; 2)1,2; 3)1,3; 4)2,3.

Г. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Увидев трамвай (1) я побежал (2) сломя голову. 1)1,2; 2)1; 3)2.

Д. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Отдышавшись немного (1) олень поднялся на ноги (2) и (3) шатаясь (4) пошел в сторону, но (5) не доходя до леса (6) увидел ручей (7) и (8) не обращая на нас более внимания (9) стал жадно пить воду (В. Арсеньев).

1)  1,3,4,5,6,8,9; 3) 1,2,6,8,9;

2)  1,5,6,7,8,9; 4) 1,2,3,4,5,6,7,8,9.

ТЕСТ № 33

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

U.  Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую.

1) Я пошел вправо (?) через кусты {).

2)  В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие (?) именно встреча Кити с Врон­ским ().

3)  Я стрельнул (?) да и промахнулся.

4)  Я обещал приехать завтра (?) в десять часов утра.

Б. Укажите предложения с обособленными членами.

1)Завтра (?) в десять часов утра (?) я обещал приехать.

2) В одном месте на прогалинку выбежал ушкан (?) то есть заяц (?) сел на задние лапки и стал умываться ().

3) Он не видел (?) да и не мог видеть (?) происходящего за стеной.

4) Действительно, не будь Моисея (?) Моськи (?) как звали его все, роте жилось бы еще хуже (А. Грин).

B.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Однажды весною (1) в час небывало жаркого заката (2) в Москве (3) на Патриарших прудах (4) появилось два гражданина (М. Булгаков).

1)1,2,3,4; 2)1,3,4; 3)2,3,4; 4)1,2.

Г. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

История (1) то есть бессознательная (2) общая роевая жизнь человечества (3) всякой минутой жизни царей (4) пользует­ся для себя как орудием для своих целей ().

1)1,2,3,4; 2)1,3,4; 3)1,2; 4)1,2,3.

ТЕСТ № 34 Знаки препинания при сравнительном обороте

V.  Укажите предложение с запятыми при сравнительном обороте.

1)  Богат, хорош собою, Ленский везде был принят (?) как жених ().

2)  Как дым (?) рассеялись мечты (М. Лермонтов).

3)  Он совсем (?) как взбесившийся стал.

4)  Я буду откровенна с вами (?) как мать ().

Б. Укажите предложения с запятыми при сравнительных оборотах.

1)  Ничто человек так глубоко не прячет (?) как мечту (К. Паустовский).

2)  В стихах Пушкина собраны (?) как в магическом кристалле (?) все необыкновенные качества нашей речи (К. Паустовский).

3) Сегодня целый день играет во дворе последний мотылек и (?) точно белый лепесток (?) на паутине замирает (Я. Бунин).

4) — Старайтесь смотреть на меня (?) как на пациента, одер­жимого болезнью, вам еще не известной (М Лермонтов).

B.  Укажите предложения с запятыми при сравнительных оборотах.

1) Падая то на один борт, то на другой, корабль приходит в трепет (?) словно живое существо (А. Новиков-Прибой).

2) И кудри их белы (?) как утренний снег над славной главою кургана ().

3) Его слова прозвучали (?) как призыв к действию.

4) Как демон (?) коварна и зла (М. Лермонтов).

Г. Укажите предложения с запятыми при сравнительных оборотах.

1)  В девятнадцать лет сердце горячо (?) как не остывшая еще сталь отливки {Л. Соболев).

2)  Воздух чист и свеж (?) как поцелуй ребенка (М Лермонтов).

W. Офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю (?) как на лету подстреленная птица (.JI. H. Толстой).

X.  Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил (?) как из ведра ().

ТЕСТ № 35

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

А. Вставьте, где необходимо, запятые.

1)  Во время частых зимних штормов в порту ревели басами океанские пароходы (?) и скрипело от ветра окно (К. Паус­товский).

2)  Осенняя дымка висела над Невой (?) и в этой дымке зо­лоченой иглой мерцало легендарное Адмиралтейство (К. Паустовский).

3)  Весна начинается медленно (?) и осень незаметно под­крадывается (М. Пришвин).

4)  Из угрюмого враждебного неба льет дождь (?) или мок­рый падает снег (В. Вересаев).

5)  Меня пробирала дрожь (?) и начинало клонить ко сну ().

Б. Вставьте, где необходимо, запятые.

1) И ветер затихал (?) и туча росла, мигала тусклыми молни­ями (?) и глухо ворчала (В. Вересаев).

2) Дохнул мороз (?) и рады мы проказам матушки-зимы ().

3) У меня была только синяя краска (?) но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту ().

4) Я спешу туда ж (?) а там уже весь город ().

5) Вскоре после восхода набежала туча (?) и брызнул корот­кий дождь ().

Вставьте, где необходимо, знаки препинания (,; —).

Y.  Хлынет дождь (?) и засверкает весь речной берег (А. Яшин).

Z.  Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над свои­ми больными (?) но раз я видел, как он плакал над умираю­щим солдатом (М. Лермонтов).

AA.  Когда Аню провожали домой (?) то уже светало (?) и ку­харки шли на рынок ().

BB.  Сон одолел меня (?) и я заснул в каком-то блаженном упоении {).

CC.  Утки вдруг поднимались кверху (?) и с криком улетали ().

Г. Вставьте, где необходимо, знаки препинания (, —).

1)  Один прыжок (?) и лев уже на спине буйвола (А. Куприн).

2)  Из бочки с дождевой водой сейчас никто не брал воду (?) и вода в ней была теплая, застоявшаяся, зеленая (К. Паустовский).

3)  Обшарили весь лес (?) а волку следа нет (И. Крылов).

4)  Все живое тянется к воде (?) и всем вода дарит жизнь (В. Песков).

ТЕСТ № 36

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

А. Вставьте, где необходимо, знаки препинания (,: — ,—).

1)  Нет таких звуков, красок, образов (?) для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения (К. Паустовский).

2)  Мне хотелось одного (?) чтобы я поскорее выбрался из леса.

3) Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал (?) мы этого не знаем (Я. Добролюбов).

DD.  Пока он говорил (?) Щавинский внимательно наблюдал за ним (А. Куприн).

EE.  Пахарь ли песню вдали запоет (?) долгая песня за сердце берет (Н. Некрасов).

Б. Вставьте, где необходимо, запятые.

1)  Теперь мне оставалось (?) во что бы то ни стало доказать свою правоту (В. Каверин).

2)  Я спал и не слышал (?) ни как пришел отец (?) ни как он ушел.

3)  Отец толковал мне (?) что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам (В. Арсеньев).

4)  Немножко далее речка, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой (?) потому что шагах в ста от холма по ее течению зеленела густая, пышная осока (?) из которой (?) когда подъезжала бричка (?) с криком вылетело три бекаса {).

5)  Вся моя мысль в том (?) что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу (?) то людям честным надо сделать только то же самое {JI. H. Толстой).

ТЕСТ № 37

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

А. Расставьте знаки препинания (, ; : —).

1) Редел на небе мрак глубокий (?) ложился день на темный дол (?) взошла заря ().

2) Я не ошибся (?) старик не отказался от предлагаемого стакана ().

3)  Всю дорогу до хутора молчали (?) говорить мешала тряская езда ().

FF. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце (?) капли, падая с них, звонко ударяли о лед (?) по всем улицам пела капель звонкую песню весны {К. Паус­товский).

GG.  Игнат спустил курок (?) ружье дало осечку {).

Б. Расставьте знаки препинания (,: —).

1)  Туча двигалась очень быстро. Передний край ее был бе- лесовато-серый и точно клубился (?) отдельные облака бе­жали по сторонам и, казалось, спорили с тучей в быстроте движения (В. Арсеньев).

2)  …Наша дева насладилась дорожной скукою вполне (?) семь суток ехали оне ().

3)  Рубщики леса делали свое дело (?) топоры звучали по ле­су быстрее и чаще (JI. H. Толстой).

4)  Для рыбы нужна чистая вода (?) будем охранять наши во­доемы (М. Пришвин).

5)  Был сентябрь (?) желтели магнолии (?) на коричневых сухих виноградниках весь день лаяли привязанные у шала­шей собаки (К. Паустовский).

ключи

Орфография

Тест № 1: А -2, 5; Б — 2,4; В — 1, 2, 4, 5; Г — 1, 2, 5; Д — 1,4, 5; Е — 3, 4,5;Ж—1, 2, 5; 3 — 1, 3, 5; И — 1, 2, 3. ,

Тест № 2: А — 5; Б — 5; В — 2, 3, 4; Г^ Д — 2, 3; Е — 1, 3, 5; Ж — 1,2, 4,5; 3- 1,2, 5; И — 3, 5.

Тест № 3: А — 1, 2, 3, 4; Б — 1, 2, 3, 5; В — 1, 2, 4; Г — 2, 3, 4; Д — 1, 4; Е-2,3, 4, 5; Ж — 1,4, 5; 3 — 3, 4; И — 1, 5.

Тест № 4: А — 1, 3, 5; Б — 2, 3, 4, 5; В — 1, 2,4; Г — 1, 3, 4, 5; Д — 1,5; Е-2, 5.

Тест №5: А — 1,5; Б — 1, 2, 5; В — 1, 3, 4; Г — 2, 3, 4, 5;Д-2,4, 5; Е — 1, 3,4.

Тест № 6: А — 4; Б — 2, 3, 5; В — 2, 3, 4, 5; Г — 1, 2, 4.

Тест № 7: А — 3; Б — 3, 4, 5; В — 2; Г — 1, 3, 4, 5; Д — 2, 5; Е — 1, 2, 3, 5.

Тест № 8: А — 4; Б — 1, 3, 5; В — 1, 2, 4; Г — 1, 5; Д — 5; Е — 1, 2, 3; Ж — 3, 5; 3 — 1, 5; И — 3, 4; К — 2, 5.

Тест № 9: А — 2, 4, 5; Б — 2, 3; В — 1, 2, 3; Г — 1, 2, 3, 5; Д — 2, 3; Е-1,2, 3,4.

Тест № 10: А — 2, 3, 5; Б — 1, 3; В — 2, 4, 5; Г — 1, 3, 4, 5; Д — 2, 3, 5; Е — 1, 2, 3; Ж — 1, 2, 3, 4; 3 — 1, 2, 5; И — 1,4; К— 1,2,3,5;Л-1, 4; М-4, 5;Н — 1,4, 5; О — 1,3, 4. v

Тест № 11: А — 1, 4, 5; Б — 5; В — 2, 3, 5; Г — 5; Д — 2, 5; Е — 2, 5.

Тест № 12: А — 1, 3; Б — 2, 3, 4; В — 2, 3, 4, 5; Г — 2, 3; Д — 1, 3, 5; Е — 1,4, 5.

Тест № 13: А — 1,3; Б — 3, 5; В — 1, 3,4; Г — 1, 5; Д — 1, 4, 5; Е — 1, 2, 3, 4, 5.

Тест № 14: А — 1, 5; Б — 2, 3; В — 1, 2, 3, 4; Г — 3, 4, 5; Д — 1, 2, 3, 5; Е-2, 4, 5; Ж — 1,3, 4; 3-2, 3,4.

Тест № 15: А — 4; Б — 1, 2; В — 1, 3, 4; Г — 3, 4; Д — 1, 2; Е — 1, 3, 5.

Тест № 16: А — 1, 3, 4, 5; Б — 1, 2, 5; В — 1, 2, 4; Г — 2, 4, 5; Д — 1, 2, 4, 5.

Тест № 17: А — 1, 3, 5; Б — 1, 4, 5; В — 1, 4; Г — 1, 3, 5; Д — 1, 5; Е — 1, 4.

Тест № 18: А — 1, 4, 5; Б — 2, 4, 5; В — 3, 5; Г — 1, 2, 3.

Тест № 19: А — 1, 2, 5; Б — 3, 4; В — 4; Г — 3, 4; Д — 1, 3; Е — 1, 2, 5.

Тест № 20: А — 2; Б — 1; В — 1, 4; Г — 1; Д — 1, 2, 3; Е — 1, 2, 4, 5.

Тест № 21: А — 1, 4; Б — 3; В — 1, 3, 5.

Тест № 22: А — 2, 3; Б — 1, 2, 5.

Тест №23: А-3,4; Б-2, 3,4, 5; В — 1,3,5.

Тест № 24: А — 1, 2, 5; Б — 1, 2, 4, 5; В — 1, 3, 4, 5; Г — 3, 4; Д — 1, 2, 4; Е-1,3, 5.

Тест №25: А-2, 5; Б-2.

Тест №26: А-2, 4,5.

Тест№27: А-3,4; Б — 1,2; В-2, 3,4, 5; Г — 1, 4; Д — 1, 3, 5; Е — 1, 2, 3.

Пунктуация

Тест № 28: А — 1, 2, 4; Б — 4; В — 1, 2.

Тест №29: А-2, 3,4; Б — 1,2, 4; В — 1,3,4,5.

Тест № 30: А — 1) И над всем: — над всемВсе имущество: — всеВсе вокруг: и берега, и избы, и… холмы, и… облаками — весьтаинственным: и… елок, и… сова, и…; Б —галки — всеизбы — всекак-то: щито же: небо…; В —пловца — всевещи: молотокИ все вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух — сияло…

Тест №31: А — 1, 3, 4; Б — 3; В — 2, 3.

Тест № 32: А — 1, 3; Б — 2; В — 3; Г — 2; Д — 1.

Расставить тире,где оно нужно и объяснить правило 1)Обитатели Горюхина большею частью роста среднего. 2)Жить Родине служить. 3)Летний вечер тих и ясен. 4)Под гигантским обрывом блестело Азовское море. Вода в нем как желтоватая листва акаций. 5)Грамотность лишь начало культуры,первая ступень её, фундамент развития. 6)Грешить дело человеческое,оправдывать свой грех дело дьявольское. 7)Грамотность еще не есть предел культуры для человека. 8)Летний дождик одно только удовольствие. 9)Каждый кленовый лист,как дождевая тучка. 10)Любить значит страдать. 11)Я лишний гость в этом мире. 12)Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. 13)Биография Александра Гвина, беспощадный приговор доэволюционному строю человеческих отношений. 14)День был осенний,пасмурный. 15)Сергей Николаевич только начинающий преподаватель. 16)Я человек подневольный и за барское дело отвечать должен.

Ответы:

Жить-Родине служить Грешить- дело человеческое, оправдывать свой грех — дело дъявольское Любить-значит страдать

Задание №6 ТЕСТ по теме
«Тире между подлежащим и сказуемым»
A. Укажите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
1) Любить (?) значит страдать.
2) Жить (?) Родине служить (пословица).
3) Летний вечер (?) тих и ясен… (А. Фет.)
4) Врага уничтожить (?) большая заслуга, но друга спасти (?) это высшая честь (А. Твардовский).
5) Грамотность (?) еще не есть предел культуры для человека. Грамотность (?) лишь начало культуры, первая ступень ее, фундамент ее развития (Н. Асеев).
Б. Укажите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
1) Сергей Николаевич (?) только начинающий преподаватель.
2) Обитатели Горюхина (?) большею частью роста среднего (А.С. Пушкин).
3) Летний дождик (?) одно только удовольствие (М. Пришвин).
4) Родина (?) это движение народа по всей земле из глубин веков к желанному будущему. Родина (?) это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру (А.Н. Толстой).
5) Каждый кленовый лист (?) как дождевая тучка! (Н. Сладков.)
B. Укажите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
1) Грешить (?) дело человеческое, оправдывать свой грех (?) дело дьявольское (Л.Н. Толстой).
2) Биография Александра Грина (?) беспощадный приговор дореволюционному строю человеческих отношений (К. Паустовский).
3) – Я (?) человек подневольный и за барское дело отвечать должен (А.С. Пушкин).
4) Мы (?) хозяева нашей природы, и она для нас (?) кладовая солнца с великими сокровищами жизни (М. Пришвин).
5) Под гигантским обрывом блестело Азовское море. Вода в нем (?) как желтоватая листва акаций (К. Паустовский).

Расставить тире,где оно нужно и объяснить правило

1)Обитатели Горюхина большею частью роста среднего.
2)Жить Родине служить.
3)Летний вечер тих и ясен.
4)Под гигантским обрывом блестело Азовское море.
Вода в нем как желтоватая листва акаций.
5)Грамотность лишь начало культуры,первая ступень её, фундамент развития.
6)Грешить дело человеческое,оправдывать свой грех дело дьявольское.
7)Грамотность еще не есть предел культуры для человека.
8)Летний дождик одно только удовольствие.
9)Каждый кленовый лист,как дождевая тучка.
10)Любить значит страдать.
11)Я лишний гость в этом мире.
12)Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
13)Биография Александра Гвина, беспощадный приговор доэволюционному строю человеческих отношений.
14)День был осенний,пасмурный.
15)Сергей Николаевич только начинающий преподаватель.
16)Я человек подневольный и за барское дело отвечать должен.