Фундаментом малой группы является а дружба б любовь в взаимопонимание

фундаментом малой группы является а дружба б любовь в взаимопонимание

Дружба предполагает такие отношения, когда люди полностью доверяют друг другу, они принимают друга таким, как он есть. При необходимости могут взять на себя ответственность за него. Дружбу нельзя вызвать мысленным усилием, заставить себя подружиться с кем-то очень сложно. Это понятие формируется на уровне восприятия другого человека, Божественные энергии обязательно входят в такое понятие, как дружба.

Дружба — это сила, которая определяет и формирует отношения между людьми, миром, Реальностью и Богом. Это понятие свойственно человеку.

В дружбе и любви есть много общего, считается, что дружба представляет собойпроекцию любви в мир, который нас окружает. В основе любви и дружбы лежит взаимопонимание, поэтому вибрации энергии дружбы и любви сходны между собой. Отличие дружбы от любви в том, что она призвана сохранять жизнь и усиливать ее, тогда, как любовь призвана рождать новое.Суть дружбы большинство людей понимают одинаково. Если они открыты этой сути, то между людьми возникает взаимопонимание.

Взаимопонимание служит основой дружбы. Дружба между мужчинами считается более крепкой и осознанной, тогда, как у женщин в дружбе могут возникать сложности – обычно одна женщина стремится подчинить себе другую. Если они будут полностью отдавать себе отчет, в чем состоит сила дружбы, то их отношения будут гармоничными, и они смогут достигнуть взаимопонимания.

Дружба предполагает, что люди берут на себя ответственность друг за друга. Если один человек не прав в какой-то ситуации, то друг должен подсказать ему, как он должен поступить, так как неправильные действия могут привести к саморазрушению личности самого человека и оказать негативное действие на окружающий мир.

Многих интересует вопрос, как достигнуть взаимопонимания со своими детьми, как сделать ваши отношения дружескими? На первом месте в отношениях с детьми должно быть не назидание и постоянная привычка поучать, а дружеское участие. Это означает, что вы четко и ненавязчиво усиливаете способность детей жить. Претензии, упреки, назидания, ругань – дружеское участие исключает все это. Ваша задача – помочь своим детям осознать Божественное предназначение.

Сила дружбы помогает нам жить, укрепляет жизнь и помогает жить нашим друзьям. Осознайте в себе эту силу, используйте ее во благо себе, близким людям и своим детям.

Содержание

Введение 3

I. Психология взаимопонимания и взаимоотношения в группе 5

        1. Понятие, виды групп 5

2. Социально-психологическая структура группы 7

        3. Феномены межличностных отношений 12

II. Социально-психологические внутригрупповые процессы 14

Заключение 23

Список литературы 24

Введение

В чисто научном плане  введение проблематики межгрупповых отношений  в социальную психологию имеет большое  значение для обогащения знаний о  самих группах. Характер межгруппового  воздействия влияет на внутригрупповые процессы: предпринята серия исследований о влиянии межгруппового взаимодействия на такие процессы, удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и другое. Проводились эксперименты, выявлявшие сравнительные характеристики групповых процессов в зависимости от места, занимаемого группой в межгрупповом соревновании, и от восприятия группой этого места (то есть от субъективной оценки меры собственного успеха). Соответственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В частности, удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношении: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов. Наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в “неуспешных” группах. Это является показателем того, что недостаточная интегрированность группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентрируется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных. Констатация подобного сдвига может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития.

В более широком, методологическом плане эти данные важны для  понимания того, что малая группа не может ни при каких обстоятельствах рассматриваться как изолированная система: для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой системой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближайшей сферой таких отношений являются отношения между группами.

I. Психология взаимопонимания и взаимоотношения в группе

1. Понятие,  виды групп

На определенных этапах развития личности одной из ведущих  была потребность в принадлежности к группе. В то же время в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.

Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно  подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.

Группа представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Обязательными элементами любой группы являются цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда.

Можно выделить несколько  основных признаков социальной группы. Первый признак — наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, установки, которые формируются по мере развития группы.

Интегральные характеристики обусловливаются особым состоянием, возникающим при взаимодействии людей. Единодушие членов группы в значительной степени определяется общественным мнением.

Второй признак социальной группы — наличие свойств группы как единого целого. Социальная группа имеет композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции, социальный контроль.

    Композиция  представляет собой совокупность  свойств группы, важных качеств  ее целостности. К ним могут относиться численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы. Структура группы рассматривается с позиции функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также на основе межличностных отношений в ней.

При анализе группы необходимо дать характеристику состояния формальных и неформальных отношений ее членов. Неформальные отношения определяются чувствами, которые участники взаимодействия испытывают друг к другу, а формальные — обязанностями и правами членов группы, обусловленными деятельностью и целью группы.

К групповым процессам  относятся динамические, меняющиеся показатели группы. В группе важную роль играют психологические и организационные  процессы сплочения: лидерство и  руководство.

Еще один признак группы — осознание людьми принадлежности к группе, который лежит в основе самоопределения личности.

Важным признаком группы является наличие группового давления, которое заставляет человека строить  свое поведение в соответствии с  ожиданиями окружающих.

Для построения типологии  групп используют такие признаки, как количество человек в группе, общественный статус, уровень группы. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по характеру взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства.

По количеству человек выделяют большие группы, малые и микрогруппы. Микрогруппы включают в себя три или два человека. Несмотря на малое количество членов, данные группы все же обладают определенными характеристиками социальной группы. В них преобладают неформальные отношения. К основным признакам этих групп можно отнести чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

2. Социально-психологическая структура группы

В общей теории управления и психологии управления существуют разные подходы к объекту, что объясняется отличием предметов изучения в каждой науке. 

Теория управления в  качестве объекта берет организацию  как систему и ее структуру.

Психология управления в качестве одной из сторон объекта  управления рассматривает социальную группу, особенно малую социальную группу. 
Важной характеристикой малых групп является наличие непосредственного контакта и взаимодействия между всеми людьми, входящими в группу. Наличие небольшого количества участников, постоянные контакты и взаимодействие делают малые группы своеобразными психологическими лабораториями, в которых все процессы общения открыты для исследования.

Малая группа (рабочая  группа) – это общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения целей, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм.

Наиболее общими качествами малой группы можно считать следующие:

  • направленность группы (социальная ценность ее целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм);
  • организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и интегративность (как мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);
  • микроклимат, или психологический климат, группы, который определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;
  • референтность (как степень принятия членами группы групповых эталонов) и лидерство (как степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения ею определенных задач);
  • интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установление взаимопонимания, нахождение общего языка);
  • эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера, удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах);
  • волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств, стрессовоустойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкурентных условиях).

Совместная деятельность служит основанием формирования группы как совокупного объекта управления. Основные признаки совместной деятельности таковы:

  • наличие единой цели для всех участников деятельности;
  • общее стремление действовать сообща;
  • объединение, сопряжение или совмещение индивидуальных деятельностей; ·    разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;
  • координация индивидуальных деятельностей;
  • заинтересованность всех участников деятельности в едином конечном результате.

Как уже отмечалось выше, группы бывают условные (половозрастные, профессиональные), реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, неорганизованные и организованные, становящиеся и развитые. Кроме того, они подразделяются на ассоциации, кооперации и корпорации.

Ассоциация – это  группа, в которой взаимоотношения  определяются только личностно значимыми целями (группа друзей, товарищей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально и успешно  действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Отношения в  ней носят преимущественно деловой  характер.

Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки. В этом случае в группе формируется «корпоративный дух», который проявляется в противопоставлении своей группы другим, в стремлении осуществлять свои цели любой ценой, в том числе за счет других групп. 

Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить прежде всего на первичные и вторичные  группы, как это сделал в начале века американский психолог Ч. Кули. Первичные  – это контактные группы, в которых  взаимодействие определяется личностным взаимодействием и солидарностью. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей.

Вторичные группы характеризуются  безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями. Такие группы противоположны по своей сути первичным. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствие умений выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы прежде всего стремлением к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод.

Прежде всего, следует  отметить цели группы. В соответствии с целью группы возникает необходимость тесной интеграции действий всех ее членов.

Следующий фактор – степень  автономности группы, от которой зависит  гибкость в структуре деятельности. 

К числу существенных факторов, влияющих на структуру группы, относятся также социально-демографические, социальные и психологические особенности ее членов. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т. д., является хорошей основой для возникновения тесных связей между сотрудниками. Разнородная по указанным признакам группа обычно распадается на несколько неформальных групп, каждая из которых сравнительно однородна по своему составу.

Отметим, наконец, что  структура группы зависит также от ее величины. Как правило, связи между членами групп, состоящих из 5–10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности. Структура небольших групп чаще складывается под влиянием неформальных взаимоотношений.

   Одним из важных элементов формирования и развития групп является групповая сплоченность. Это характеристика степени связанности, единения членов группы.

Функции социально-психологического климата: 

  • регулирующая функция – выражается в том, что климат корректирует процесс профессиональной и социально-психологической адаптации в группе, регулирует поступки и поведение членов группы;
  • ценностно-ориентирующая функция – заключается в том, что климат группы является источником социально-психологической информации, ориентиром в различных видах отношений;
  • функция накопления информации – заключается в том, что климат дает представление о психическом состоянии каждого члена группы, о его ценностных и межличностных отношениях.

Оптимальный (благоприятный) социально-психологический климат способствует реализации в деятельности и общении членов группы их психологического потенциала, побуждает их к активной и согласованной работе, предопределяет эффективность их участия в деловой и общественной жизни.

Конечно, при анализе  социально-психологического климата первичной рабочей группы в той или иной конкретной ситуации невозможно отнести какое-либо влияние на нее за счет только макросреды или микросреды. Зависимость климата малой группы от факторов его собственной микросреды всегда обусловлена макросредой. Однако, решая задачу совершенствования климата в той или иной группе, следует обратить первоочередное внимание на факторы микросреды. Ведь именно здесь нагляднее всего заметен эффект целенаправленных воздействий.

Взаимоотношения в малой группе –это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимоотношения в малой группе могут быть разных видов:

Общественно-политические взаимоотношения возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.

Служебные взаимоотношения складываются в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

Внеслужебные формируются между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.

Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям определенных принципов:

Принцип уважения и субординации предполагает создание такие взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуально-и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в выполнении всеми членами группы личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого человека.

Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование у всех ее членов чувства взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.

Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.

Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия или антипатия; безразличие или неприязнь; дружба или вражда и другие психологические зависимости между людьми в малой группе) складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев организационно не оформлена, особенно в начальный период существования. Между тем значение ее очень велико, поэтому следует изучать ее и осмысливать, поскольку на основе межличностных отношений формируются все остальные компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение. Все они обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.

На основе и в ходе межличностных отношений формируются групповые устремления цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности, идеалы, склонности, убеждения), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Формирование и развитие групповых устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.

В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно выражаются прежде всего общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и всех вместе в целом. Устремления ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Они позволяют периодически опосредованно контролировать промежуточные результаты жизни и деятельности членов группы, в интегрированном виде непрерывно регулировать совместные усилия и непосредственную активность каждого в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.

Цели – это наиболее значимые для группы предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности.

Цели могут быть близкими и дальними, общественно значимыми и важными только для конкретной группы в зависимости от того, какую значимость она им придает, и какую роль в социально жизни они играют.

Потребности группы – это то, в чем она и ее члены нуждаются. Мотивами для малой группы выступают побудительные силы совместной деятельности ее членов, заставляющие их заниматься той или другой деятельностью, ради которой она, как правило, и объединились.

В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют следующие функции:

§ ценностно-нормативную, свидетельствующую о возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы;

§ организационно-функциональную, в ходе реализации которой групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри- и межгруппового взаи-модействия;

§ индивидуально-мотивационную, фиксирующую личностный смысл, значимость совместной деятельности для членов малой группы.

Одним из структурных элементов психологии малой группы является (являются) групповое мнение (групповые мнения).

Групповое мнение – это совокупность оценочных суждений, в которой выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии. Групповое мнение предопределяет выполнение конкретных функций:

§ информационной, показывающей на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т.д.;

§ функции воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов группы и интересах совместной деятельности, выработки общих мнение и суждений и т.д.;

§ оценочной, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.

Сложившееся общее мнение группы – реальная и действенная нравственная сила. Через него она влияет на каждого своего члена прежде всего посредством: информирования его о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей; предъявления к нему определенных требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям; постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, вы-‘ ражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения. Однако следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия группового мнения может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность.

Эффективность воздействия группового мнения объясняется:

§ сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (групповое мнение вызывает у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствованию);

§ оперативностью реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы;

§ способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.

Наряду с официальным мнением в группе может существовать и неофициальное, которое, как правило, публично не высказывается. Это мнение может и не совпадать с официальным и даже противодействовать ему. Чаще всего его носителями являются представители неформальных микрогрупп, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность. В любом случае неофициальное мнение не способствует укреплению группы и стабилизации в ней здоровой психологической атмосферы. Следует знать истоки и направленность суждений, на основе которых оно сформировалось, правильно их учитывать и при необходимости принимать или не принимать их во внимание.

Единое мнение по каждому вопросу жизни и деятельности не всегда формируется сразу. Степень его объективности зависит от таких факторов, как частное или временное несовпадение интересов отдельных личностей и группы; конфликтные отношения между отдельными ее членами и самой группой; инертность или, наоборот, активность конкретных людей, стремящихся отстоять свои суждения.

Групповые настроения. Это сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

К групповым настроениям относятся: совместные переживания конкретных событий, фактов; сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью; устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действий и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, т.е. проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой. Вместе с тем следует помнить, что одни настроения (энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема) способствуют совместным усилиям и успеху группы, другие же (состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство), напротив, резко снижают ее возможности.

Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствующих настроений, эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств. Однако в отличие от последних групповые настроения характеризуются большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны значительно быстрее чувств распространяться в группе, передаваться вне ее и изменять свою полярность.

Групповые традиции. Это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

Традиции многообразны. В традициях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции пронизывают каждую конкретную общность (группу, коллектив). Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения.

Виды традиций

По содержанию: трудовые, учебные, бытовые спортивные и т.д.

По принадлежности к различным группам: общенародные, национальные, классовые, территориальные, возрастные, внутригрупповые, профессиональные и т.д.

По сферам проявления: политические, моральные, художественные, правовые, религиозные.

Список рекомендуемой литературы

Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 288 с.

Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 375 с.

Битянова Н.Р. Социальная психология / Н.Р. Битянова. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 106 с.

Кроник А.А. Психология человеческих отношений /
А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – М., Дубна: Когито-Центр, 1998. – 214 с.

Немов Р.С. Психология : учеб. пособие для студентов пед. вузов в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – Кн. 2. – 512 с.

Реан А.А. Социально педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 1995. – 544 с.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 329;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Взаимоотношения главных героев романа

А. Дюма

«

Три мушкетёра

» — классический пример дружбы. Фоторепродукция с гравюры 1894 г.

Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека. Дружба, как явление, выработана в процессе многовекового социального общения людей. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Дружба изучается в социологии, социальной психологии, антропологии и философии. Были предложены различные академические теории дружбы, в частности теория социального обмена, теория справедливости, диалектика отношений и теория привязанности.

Многоаспектность

Фердинанд Тённис выделил два вида социальных структур: основанную на непосредственной эмоциональной близости общину и основанное на рациональном расчёте и разделении труда общество. «Первый социолог дружбы» считал, что она является воплощением общинности, характерной для малых групп с недостаточно универсальными социальными связями в патриархальных условиях.

Зиммель же считал, что современный человек с усложнением своего внутреннего мира вынужден больше скрывать, поэтому можно говорить о дружбе разных сторон «Я»: с кем-то может связывать симпатия, с кем-то — интеллектуальные интересы, религиозные чувства, или общий жизненный опыт. В то же время потребность в интимной дружбе, по Зиммелю, возникает лишь в античности, когда появляется потребность в раскрытии своей личности.

Социологический аспект

Социально-психологический аспект

Антропологический аспект

Философский аспект

В Древней Греции символом неразлучной дружбы была дружба Диоскуров — Кастора и Полидевка (Поллукса). Согласно мифу, Полидевк, сын Зевса, не в силах перенести смерть своего брата и друга Кастора, погибшего в бою, просил отца послать ему смерть. Зевс позволил ему уделить брату половину своего бессмертия, и с тех пор Диоскуры проводили день в подземном царстве, а день — на Олимпе. Миф этот получил широкое распространение в Древней Греции, а в Древнем Риме даже чтили культ Диоскуров.

В Древнем мире были указаны основные признаки истинной дружбы — единомыслие, взаимная помощь в беде, искренность. Конфуций, например, учил: «Полезных друзей трое и вредных друзей трое. Полезные друзья — это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый…».

В Древней Греции понятие дружбы становится предметом специальных философских и этических трактатов. Демокрит, Эпикур, Аристотель подчеркивали её земной, чувственный характер, способствующий достижению основной, по их мнению, цели жизни — разумного удовольствия. «Дружба, — говорил Эпикур, — обходит с пляской Вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни». Утверждая о бескорыстном характере дружбы, Эпикур вместе с тем связывал её с пользой. «Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет из пользы».

Со времени Эпикура эта идея становится традиционной для древнегреческой этики. В одном из своих ранних диалогов «Лизис» Платон указывал, что дружба возможна только между людьми добрыми и подобными друг другу. Добрые, по словам Платона, «… подобны и друзья между собою; злые же, …никогда не бывают подобны самим себе, будто отуманенные и неустойчивые. А что неподобно самому себе и отличается от себя, то едва ли уже может уподобляться другому, или быть его другом». Для Платона, который различал любовь к телу и любовь к душе, дружба — это вид душевной любви, наиболее благородный и бескорыстный вид связи людей.

Развернутое учение о дружбе даёт и Аристотель в «Никомаховой этике». Аристотель различал три вида дружбы: дружбу, основанную на взаимной пользе; дружбу, преследующую удовольствие, и дружбу, основанную на добродетели. Первые два вида дружбы являются низшими; здесь люди любят не друг друга, а только ту пользу или то удовольствие, которое достигается в их общении. Такая дружба не может быть продолжительной, так как с исчезновением пользы или удовольствия исчезает и сама дружба. Истинная дружба — это дружба, основанная на добродетели. Здесь дружба имеет цель сама в себе и сохраняется до тех пор, пока люди, разделяющие её, остаются хорошими, добродетельными. Вместе с тем дружба, основанная на добродетели, включает в себя и взаимную пользу и удовольствие. Предполагая равенство участвующих в ней лиц, дружба тесно связана со справедливостью и теми условиями государственной жизни, в которой проявляется эта справедливость. «Дружба во всех формах государственного устройства проявляется настолько же, насколько справедливость». В соответствии с этим Аристотель утверждал, что при тираническом правлении дружба либо вовсе отсутствует, либо же занимает весьма незначительное место. «… Там не может быть дружбы, где нет ничего общего между правителем и управляемыми; нет места и справедливости…». Напротив, больше всего дружба проявляется в демократиях, так как здесь граждане, «… будучи равными, имеют много общих интересов». Совершенство общественной жизни состоит, по Аристотелю, в справедливости, соединенной с дружбой. Аристотель считал, что друзья есть то благо, которым в числе прочих должен обладать счастливый человек, целью дружбы он видел взаимное совершенствование в добродетели.

Средневековая религиозная этика лишает чувство дружбы общественного содержания, рассматривая его как один из видов сверхчувственной любви к Богу. Напротив, буржуазные этические учения видели основания дружбы в естественных наклонностях человека. Например, английский философ XVIII века А. Смит рассматривал дружбу как «результат… естественной симпатии». Французские просветители XVIII века, защищавшие принцип разумного эгоизма, связывали дружбу со всеобщим, естественным желанием людей «содействовать своему взаимному счастью», поскольку в дружбе согласуются индивидуальные интересы.

Социалисты-утописты XIX века, обосновывая принципы будущего идеального общества, указывали на дружбу как на одно из самых «возвышенных и облагораживающих человеческий характер» чувств. Они видели в дружбе совершенную любовь к людям, основанную на равенстве, свободном общении, солидарности и взаимном доверии всех членов общества. Ш. Фурье, отделяя дружбу от чувств «материального» и «распределительного» характера, относил её к страстям привязанности, к духовному началу. Согласно Фурье, дружба, преодолевая помехи корыстолюбия, семейных и сословных интересов, является силой, объединяющей всех людей в общество социальной гармонии. Подвергая резкой критике капиталистическое общество, утописты указывали, что господствующие в нём религия, недоверие, эгоизм и т. п. не благоприятствуют развитию свободного общения между людьми. Воспитание дружбы, как и других человеческих чувств, они связывали с устранением ложных представлений, порочных законов, с утверждением нового общественного строя.

В буржуазных учениях XX века проявляется тенденция к надвременному и абстрактному пониманию дружбы. Например, персоналист Р. Т. Флюэллинг заявляет, что высшим проявлением дружбы, охватывающим все её виды, является «великая дружба» — любовь к богу и общение с ним. Некоторые представители бурж. микросоциологии рассматривают дружбу в качестве одного из первичных факторов, якобы определяющих «внутреннюю структуру общества». Дж. Морено в своей теории социометрии (socius — товарищ, metrum — измерение) трактует дружбу как определённую «социометрическую матрицу», лежащую в основе исследования форм коллективности.

Марксистская этика ставит дружбу в зависимость от социальных условий жизни людей, их потребностей и интересов. Марксисты считали, что только единство больших общественных целей и высоких интересов ведёт к глубокой и прочной дружбе. В эксплуататорском обществе образцы такой дружбы складываются в среде угнетённых масс, среди людей, борющихся за передовые общественные идеалы. Именно это объединило личной дружбой таких выдающихся людей, как А. И. Герцен и Н. П. Огарёв, В. Г. Белинский и Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. В пример величайшей дружбы ставятся отношения К. Маркса и Ф. Энгельса, которые, по словам В. И. Ленина, превосходили «… самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе». А. И. Герцен, вспоминая о своей дружбе с Н. П. Огарёвым, указывал на большое значение этого чувства в воспитании. «Мы воспитали друг друга, — говорил он. — Это первое чувство моё — Дружба. Оно мне дало его глубокую душу, из которой я мог черпать мысль как из океана…».

Особенности

В отличие от кровнородственных отношений групповой солидарности, это межличностное отношение является индивидуально-избирательным (с взаимной привязанностью участников). Каждый человек сам выбирает, с кем ему дружить.

Для развития дружбы могут быть необходимы:

  • взаимная симпатия (приятность взаимного общения)
  • взаимопонимание
  • открытость
  • откровенность, искренность и бескорыстие
  • доверие
  • общность интересов и увлечений
  • ценностное ориентационное единство
  • поддержка.

Дружба отличается от сексуальных и любовно-эротических чувств по характеру своей мотивации.

Клише

Клише, связанные с понятием «дружба»:

  • «Настоящая, верная, мужская дружба» (это понятие легло в основу многих литературных произведений), в основе которой лежат доверие и самопожертвование. В противовес этому поверхностные, неглубокие и не связанные обязательствами отношения считаются «ненастоящей дружбой». Дружба между мужчинами противопоставляется отношениям между женщинами — при этом мужчины зачастую считают, что между женщинами дружба невозможна.
  • Противопоставление «дружбы» и «любви».
  • Возможность или невозможность дружбы между мужчиной и женщиной. По данным различных статистических исследований, около 65—70 процентов людей считают дружбу между мужчиной и женщиной возможной (при этом около 90 % людей отвечают на вопрос о возможности такой дружбы на основании личного опыта). Характерно, что с возрастом мужчины в среднем склонны всё менее и менее верить в межполовую дружбу, а женщины, наоборот, всё более и более.

Отсутствие дружбы

Я… желал бы иметь хорошего друга гораздо больше, чем самого лучшего в мире перепела или же петуха либо, клянусь Зевсом, коня или собаку…

Многие люди страдают из-за отсутствия друга или дружбы с кем-либо вообще. На этой почве могут возникнуть фобии, отягощаемые разочарованиями от суррогатной дружбы, поддерживаемой человеком из-за чувства одиночества.

Праздники

27 апреля 2011 года на своей 65-й сессии резолюцией 65/275 Генеральная Ассамблея ООН объявила 30 июля Международным днём дружбы, предложив международным, государственным и региональным организациям отмечать этот день в соответствии с культурными традициями.

В честь дружбы назван астероид (367) Амицития, открытый в 1893 году.

См. также

Примечания

  1. Попов, П. С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. Перевод с китайского с комментариями. — СПб., 1910. — С. 102.
  2. Эпикур. Ватиканское собрание изречений. LII / Пер. с др.-греч. С. И. Соболевского // Материалисты Древней Греции / Общ. ред. и вступ. ст. проф. М. А. Дынника. — М. : Госполитиздат, 1955. — С. 222. — 240 с.
  3. Эпикур. Ватиканское собрание изречений. XXIII / Пер. с др.-греч. С. И. Соболевского // Материалисты Древней Греции / Общ. ред. и вступ. ст. проф. М. А. Дынника. — М. : Госполитиздат, 1955. — С. 220. — 240 с.
  4. Платон. Лизис. 214. DE // Сочинения Платона. Ч. 4 / . — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб., 1863. — С. 252. — 470 с.
  5. Аристотель. Этика. VIII, 13 // Этика / Пер. Э, Радлова. — СПб., 1908.
  6. Столяров, А. А. Школьная философия поздней античности и христианство (некоторые размышления о взаимовлиянии идей) / А. А. Столяров // Историко-философский ежегодник. — 2012. — № 2011. — С. 126.
  7. Смит, А. Теория нравственных чувств. — СПб., 1868. — С. 293.
  8. Гольбах, П. Система природы. — М., 1940. — С. 186.
  9. Фурье, Ш. Избр. соч. Т. 4. — М., 1954. — С. 46; Т. 3. — М., 1954. — С. 210, 547.
  10. Оуэн, Р. Избр. соч. Т. 2. — М.—Л., 1950. — С. 5—14.
  11. Оуэн, Р. Образование характера. — СПб., 1909. — С. 12—21.
  12. Flewelling, R. T. The person or the significance of man. — L. A., 1952. — P. 243.
  13. Морено, Д. Л. Социометрия. — М., 1958. — С. 181—182.
  14. Ленин, В. И. Фридрих Энегльс // Полн. собр. соч. Т. 2. — М., 1967. — С.12.
  15. Герцен, А. И. Полн. собр. соч. и писем. Т. 1. — М., 1919. — С. 326.
  16. Социальная психология. Словарь
  17. Дружба // Энциклопедия «Кругосвет».
  18. Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?
  19. PSYLIB® – Платон. ЛИСИД
  20. Международный день дружбы // Организация Объединённых Наций.

Литература

на русском языке

  • Кон И. С. Дружба. — 4-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005. — 330 с. — ISBN 5-469-00180-6.
  • Кон И. С. Дружба // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 177. — 840 с. — 150 000 экз.
  • Шукуров, Ш. Друг и дружба / Ш. Шукуров // Опыт повседневности : Памяти С. Ю. Румянцева. — М.-СПб., 2005. — С. 152—159.

на английском языке

  • He Yuanguo Confucius and Aristotle on Friendship : A Comparative Study / He Yuanguo // Frontiers of Philosophy in China. Vol. 2. — 2007. — № 2. — P. 291—307.

Ссылки

  • Флоренский П. А. Письмо одиннадцатое: дружба
  • Сайт о дружбе. Статьи, практические советы, стихи, песни, притчи, цитаты и др.