Цели и содержание обучения как фундамент базовой культуры личности

Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Под содержанием образования следует понимать:

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:

1) физическое воспитание и образование;

2) эстетическое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) умственное воспитание;

5) нравственное воспитание.

Составные части каждого направления содержания воспитания:

1) знания;

2) навыки;

3) умения;

4) способности.

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:

1) в понятиях;

2) в категориях;

3) в принципах;

4) в законах и закономерностях;

5) в идеях;

6) в символах;

7) в концепциях;

8) в теориях.

Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

21.Государственный образовательный стандарт

Государственный стандарт общего образования – совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт общего образования устанавливает права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования и его результатов, сроков освоения образовательных программ. Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:

1) равные возможности для всех граждан в получении качественного общего образования;

2) единство образовательного пространства в Российской Федерации;

3) академические свободы обучающихся и педагогических работников;

4) академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;

5) защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

6) преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования, возможность получения профессионального образования.

7) социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;

8) право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников.

ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Под содержанием образования следует понимать:

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:

1) физическое воспитание и образование;

2) эстетическое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) умственное воспитание;

5) нравственное воспитание.

Составные части каждого направления содержания воспитания:

1) знания;

2) навыки;

3) умения;

4) способности.

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:

1) в понятиях;

2) в категориях;

3) в принципах;

4) в законах и закономерностях;

5) в идеях;

6) в символах;

7) в концепциях;

8) в теориях.

Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания:

1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;

2) обеспечивать умственное развитие;

3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;

4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Существует несколько основных правил для содержания образования, а именно:

1) содержание образования строится на строго научной основе;

2) содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения;

3) учебный материал соответствует современному состоянию науки, способствует формированию жизненной позиции;

4) содержание образования по каждому учебному предмету соответствует логике и системе той или иной науки;

5) содержание образования основывается на взаимосвязи между отдельными учебными предметами;

6) образование в школе сочетается с техническим и трудовым обучением, способствует профессиональной ориентации учащихся;

7) образование учитывает формирование волевых усилий в преодолении трудностей в овладении знаниями;

8) содержание образования соответствует возрастным возможностям учащихся.

Следующая глава >

цели и содержание обучения как фундамент базовой культуры личности СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФУНДАМЕНТ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Лекция 6

цели и содержание обучения как фундамент базовой культуры личности План лекции • Сущность содержания образования и его компоненты. • Теории формирования содержания образования. • Принципы и критерии отбора содержания общего образования. • Документы, регламентирующие содержание образования.

цели и содержание обучения как фундамент базовой культуры личности 1. Сущность содержания образования и его компоненты

цели и содержание обучения как фундамент базовой культуры личности Определения понятия: Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Ю. К. Бабанский

цели и содержание обучения как фундамент базовой культуры личности Определения понятия: Содержание образования не является компонентом образования в обычном смысле этого слова. Это — особый «разрез» образования, иначе говоря, это образование, но без учета его методов и организационных форм, от которых в данной ситуации абстрагируются. «Сдержание образования – это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность» В. С. Леднев

цели и содержание обучения как фундамент базовой культуры личности Определения понятия: ЗНАНИЯ ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И. Я. Лернер М. Н. Скаткин ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Опыт и нормы эмоциональноволевого отношения к миру, друг к другу

Определения понятия: содержание обучения – это единство двух составляющих • инвариантная, внешне задаваемая и усваиваемая учениками • вариативная, создаваемая каждым учеником в ходе обучения А. В. Хуторской

Подходы к определению сущности содержания образования • Знаниево-ориентированный • Личностно-ориентированный • Компетентностный

Знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования • Содержание образования – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений. • Знания – абсолютная ценность, заслоняют самого человека. • Идеологизация и регламентация научного ядра знаний, ориентация на среднего ученика

Личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования • Абсолютная ценность – не отчужденные от личности знания, а сам человек. • Свобода выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности. • Становление индивидуальности личности

Компетентностный подход к определению сущности содержания образования • Основа содержания образования — компетенции – умения и способности личности успешно решать те или иные задачи в учебной деятельности, в личностной и социальной сфере. • Структура компетенций: личностные компетенции; метапредметные компетенции; предметные компетенции (заданы во ФГОС)

М. И. Махмутов: различение понятий Содержание образования есть совокупность видов воспитания: умственного, ценностноориентационного, или нравственного, и т. д. Все эти виды воспитания содержатся в различных школьных курсах Содержание обучения – система философских и научных знаний, а также связанных с ними способов деятельности и отношений, представленных в учебных предметах Содержание учебного материала – это та система знаний и способов деятельности, которая предлагается будущему поколению в качестве модели познания и освоения окружающего мира и находит свое воплощение в составе различных учебных предметов

2. Теории формирования содержания образования

Дидактический энциклопедизм • Я. А. Коменский, Дж. Мильтон и др. (философия эмпиризма). • Концентрация внимания на передаче предельно большого объема научных знаний, черпаемых из легко доступных учебников и учебных пособий. • Эти знания, как правило, не закреплены практическими действиями, быстро забываются

Дидактический формализм • А. Дистервег, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт, Я. В. Давид, А. А. Немейер (философия рационализма). • Ооль знаний — только в том, чтобы развивать способности учащихся. Обучение рассматривали как средство развития познавательных интересов учеников. • Роль учителя — тренировать ученика с помощью специальных упражнений для развития его мыслительных способностей на материале, по содержанию якобы совершенно «безразличном»

Дидактический утилитаризм (прагматизм) • Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др. • Концентрация на практической деятельности в обучении. • Недооценка самих знаний, предпочтение формированию практических умений и навыков. • Обучение — непрерывный процесс «реконструкции опыта» учащегося

Функциональный материализм • В. Оконь • Интеграция предыдущих трех теорий: • Одной стороной обучения является познание действительности и приобретение знаний, • Второй стороной – функционирование этих знаний в мышлении учащихся, • Третьей – их использование в практической деятельности, включающей преобразование действительности.

Структурализм • К. Сосницкий • В содержании каждого учебного предмета необходимо выделять основные формообразующие элементы, имеющие прочную научную и образовательную значимость, а также второстепенные производные элементы, знание которых для учащихся общеобразовательной школы не обязательно

Другие теории формирования содержания образования М. Н. Скаткин и В. В. Краевский — теория содержания образования на основе системно-деятельностного подхода; Д. Брунер – теория содержания образования на основе структурного подхода; С. Б. Блум — на основе таксономии целей обучения

3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования

Ю. К. Бабанский • • • Целостное отражение в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности. Высокая научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук. Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста. Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета. Учет международного опыта построения содержания среднего образования. Соответствие содержания имеющейся учебнометодической и материальной базе современной школы

В. Оконь Четыре элемента науки, определяющие степень разработанности данного научного знания: • научные факты, • научные понятия, • законы науки, • научные теории.

4. Документы, регламентирующие содержание образования

Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» , принятый в декабре 2012 г. , а действующий с 01. 09. 2013 г. «Стандарт» (от англ. standard) связана с его обозначением как образца, эталона, модели, принимаемых за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов

Федеральный государственный образовательный стандарт • ФГОС основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, • ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.

Статья 11 Федерального закона «Об образовании в РФ» : « 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. »

Статья 11 Федерального закона «Об образовании в РФ» : 2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Статья 11 Федерального закона «Об образовании в РФ» : 3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ» .

Статья 11 Федерального закона «Об образовании в РФ» : 5. В основе Стандарта лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает: – формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; – проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; – активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; – построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ФГОС система нормативов, характеризующих качество образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по его достижению, устанавливается как государственная норма и фиксируется федеральным законом

Основная цель современного образования в соответствии с реализацией принципа гуманизации заключается в создании условий для становления базовой культуры личности и ее профессионального самоопределения.

Функции стандарта • Критериально-оценочная • обеспечения права на полноценное образование • сохранения единства образовательного пространства • гуманизации образования • управления • повышения качества образования

На основе стандарта разрабатываются • примерный учебный план и образовательная программа; • технологии оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС для аттестации образовательных учреждений; • положение о ции на качество образования или несоответствие качества образования требованиям ФГОС; • учебники, учебные пособия и другие дидактические материалы; • методика аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки выпускников требованиям ФГОС; • учебно-материальная база учебного заведения

Базисный учебный план (БУП) ФЕДЕРАЛЬ- ШКОЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ

Учебный план (таблица) • Перечень учебных предметов • Последовательность их изучения по годам • Объем учебного времени на каждый учебный предмет в неделю • Общий объем недельной нагрузки в каждом классе

Основная образовательная программа образовательной организации три раздела: целевой, содержательный организационный

Целевой раздел – пояснительную записку; – планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; – систему оценки результатов освоения основной образовательной программы

Содержательный раздел • – программу развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности; • – программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; • – программу воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; • – программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Организационный раздел – учебный план основного или среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; – план внеурочной деятельности; – систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов

Учебные программы • Типовые (на основе ФГОС). • Рабочие (на основании типовой программы создаются и утверждаются педагогическим советом школы). • Модифицированные (адаптированные), по содержанию и логике совпадающие с типовыми (примерными), но составленные с учётом конкретных условий их реализации ) • Авторские (внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов; программы утверждаются педагогическим советом школы )

Структура учебной программы • • • объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета; собственно содержание программы: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий, формируемые УУД; методические указания, касающиеся главным образом оценки знаний, умений, навыков

Учебник Основной носитель содержания образования и основное книжное средство обучения Учебное пособие – учебная книга, являющаяся дополнением к учебнику. В отличие от учебника, может охватывать не всю дисциплину, а лишь её часть, включать не только общепризнанные знания и положения, но и пока не подтверждённые гипотезы, различные мнения. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы и т. п. Учебно-методическое пособие – учебное издание по методике преподавания какой-либо дисциплины или её части. Эта учебная литература адресована учителям

Учебник • Это комплексная информационно-деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления (А. В. Хуторской) • Это модель дидактической системы (В. П. Беспалько) • Учебник XXI века – это учебная книга нового поколения, отличающаяся высокой научномировоззренческой информативностью, четкой адресностью и адекватным жанру языком изложения, совершенным методическим справочноориентировочным аппаратом, преемственностью, коммуникативностью и координирующей функцией в системе средств обучения, высоким художественным и полиграфическим качеством (Т. С. Назарова)

ФУНКЦИИ Информационная креативная координирующая интегративная Источник учебной информации Развивающевоспитательная трансформационная Средство обучения, систематизации осуществляющее организацию мотивационнообразовательного стимулирующая процесса в школе самообразования методологическая закрепления и контроля

Структура школьного учебника • Текстовые компоненты — Основной текст — Дополнительный текст — Пояснительный текст • Внетекстовые компоненты — Аппарат ориентировки — Аппарат организации усвоения — Иллюстративные материалы

Структура школьного учебника: основной текст • Правила, алгоритмические предписания. • Статьи, рассказы, параграфы

Структура школьного учебника: дополнительный текст • • Хрестоматийные материалы Справочный материал Обращения Материалы необязательного изучения

Структура школьного учебника: пояснительный текст • Предметное введение • Примечания и разъяснения • Словари

Структура школьного учебника: аппарат ориентировки • • • Предисловие Оглавление Символы ориентировки Рубрикации Указатели

Структура школьного учебника: аппарат организации усвоения • • • Вопросы и задания Таблицы Инструктивные материалы Упражнения Подписи под иллюстрациями

Структура школьного учебника: иллюстративные материалы • Основная иллюстрация • Сопутствующая иллюстрация • Равнозначная иллюстрация. • СЛС • Фотография • Рисунок

Учебно-методический комплекс Тетради на печатной Основе Методические пособия для учителя Компьютерные обучающие УЧЕБНИК программы Таблицы, Дидактические Картины, материалы коллекции Программы уч. предметов

Задания для самостоятельной работы 1. Найти ФГОСы для: • ФГОС начального общего образования. • ФГОС основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, • ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. • Концепцию Специального ФГОС для детей с Ограниченными возможностями здоровья (2013 г. )

Задания для самостоятельной работы 2. Ознакомиться с БУП–ом конкретной школы, ООП, скопировать их и вложить в дидактическое портфолио. 3. По своему предмету найти в сети Интернет примерные и рабочие программы, вложить их в дидактическое портфолио.

Задания для самостоятельной работы 4. С помощью закладок в любом современном учебнике найти все его обозначенные структурные компоненты. Учебник с закладками принести с собой на зачет.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Типология и многообразие образовательных учреждений.

Вопросы для обсуждения:

1.Сущность содержания образования и его исторический характер.

2.Структура содержания образования.

3.Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

4.Типология воспитательно-образовательных учреждений Российской Феде­рации.

Литература:

1. Закон РФ об образовании. Статьи 2, 7, 12, 14.

2. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М, 1999. С. 349-350.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Академия, 2001.- С.51 – 67.

4. Осмоловская И.М. Дидактика: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2006.- С.37-56.

5. Сайман Б. Общество и образование. М., 1989. Гл. 1, 2.

6. Олейникова О. Знание, не прошедшее через сердце, — опасно. // Педагогика. 2001, №6. С.106-108.

Задание к занятию:

1. Рассмотрите различные определения понятия «содержание образования» и классифицируйте их по выбранному вами основанию:

— «система знаний, умений и навыков, в основном соответствующая современному состоянию научного знания, педагогически переработанная в общие основы наук, общественных отношений, производства» (Б.Т. Лихачев).

— «система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (И.Ф. Харламов).

— «педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности» (И.Я. Лернер).

— «часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С. Безрукова).

— «содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности» (В.С. Леднев).

— «образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение (А.В. Хуторской).

Сконструируйте собственное определение понятия «содержание образования».

2. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии, ответив на следующие вопросы:

— Является ли образование результатом воспитания или наоборот?

— В какой степени мировые тенденции развития образования должны влиять на отбор отечественного содержания образования?

— Согласны ли вы с положением о том, что знания должны входить в систему убеждений учащегося? Могут ли быть знания противоположны убеждениям учащегося?

— Что должно быть первичным при проектировании обучения: индивидуальная образовательная программа или учебные программы, построенные на основе государственных образовательных стандартов?

Занятие 20.

Тема: Сущность процесса обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, движущие силы и функции процесса обучения.

2. Учение как особый вид познания. Общее и различие процессов познания и учения.

3. Этапы процесса обучения. Задачи учителя на каждом из этапов.

4. Процесс обучения как система.

Литература:

1. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 66-67, 265-269.

2. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. 1994, № 5.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001 С.20-30.

4. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002

5. Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения. Пособие для сдачи экзамена. М., 2006.

Задание к занятию:

Составьте план-конспект урока по своему предмету на избранную тему. В плане отразите все этапы процесса обучения; укажите, как вы подготовите учащегося к восприятию, как обеспечите восприятие, запоминание, применение на практике усвоенного и контроль.

Занятие 21.

Тема: Закономерности и принципы обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность закономерностей и принципов обучения, соотношение принципов с закономерностями и правилами обучения.

2. Характеристика принципов обучения.

3. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов обучения.

Литература:

1.Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989. С. 103-114.

2.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001. С.35-50.

3.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М. 1987.

Занятие 22-23.

Тема: Методы и средства обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность метода и приема обучения.

2. История развития методов обучения.

3. Многомерные классификации методов обучения.

4. Оптимальный выбор учителем системы методов в учебном процессе.

5. Средства обучения и их классификация.

Литература:

1.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М., 2001. С.68-74.

2.Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.

3.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.

Задание к занятию:

Допишите в своем плане-конспекте урока методы обучения, которые вы предполагаете использовать. Докажите, что они представляют собой оптимальную систему для предполагаемых условий.

Занятие 24-25.

Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 11;