Сколько башен должно быть на фасаде готического собора

Готический стиль в архитектуре стал завершающим этапом в развитии средневекового искусства перед началом эпохи Возрождения. Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Название стилю дали варварские германские племена, вторгавшиеся в пределы Римской империи с севера (3-5 вв. н.э.), которых римляне называли «готами». Сам термин появился уже в эпоху Ренессанса, его использовали в качестве насмешливого обозначения средневековой культуры. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари.

сколько башен должно быть на фасаде готического собора

Римско-католический готический Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра (Kölner Dom). 1248-1437 гг.;1842-1880 гг. Строился по образцу французского собора в Амьене.

Джорджо Вазари ( Giorgio Vasari). 1511-1574 гг. Итальянский художник, архитектор, основоположник искусствознания.

Зародился готический стиль в середине 12 века на севере Франции, спустя век он уже был распространен практически на всей территории Центральной Европы. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. Этот стиль получил развитие в странах, где была сильна католическая церковь, которая поддерживала религиозную идеологию готики. Искусство готики являлось культовым, его назначением было обращение к Высшим силам, к вечности. И поэтому основным сооружением в стиле готики был собор – храмовое сооружение, которое предоставляло собой синтез архитектуры, скульптуры, живописи, витражного искусства. Появление готического стиля совпало с изменениями в средневековом обществе: начали формироваться централизованные государства, росли города, развивалось градостроительство. В центре города возводился большой собор, здесь сосредотачивалась основная общественная жизнь. В соборах проходили собрания жителей, проводились проповеди, диспуты богословов, праздничные мистерии. Само храмовое сооружение становилось сосредоточием Вселенной, что подчеркивалось готической архитектурой, выражающей идею власти божественных сил. В качестве строительного материала использовался горный камень с тщательно обтесанными горизонтальными поверхностями. Некоторые места кладки строители укрепляли железными скобами, которые укрепляли расплавленным свинцом. В Северной и Восточной Германии нередко строили из обожженного кирпича, используя кирпичи разной формы и разнообразную кладку.

Содержание

Готический и романский стили

Готический стиль сменил стиль романский. Романский и готический стили кажутся совершенно разными в своем архитектурном выражении, однако, готика многое наследовала от романского стиля. Особенностью готического зодчества стала каркасная система – этот конструктивный прием строители переняли от романского крестового свода. Основой сводчатой конструкции являются ребра – нервюры.

сколько башен должно быть на фасаде готического собора

Нервюры в готическом своде.

Благодаря такой конструкции уменьшалось давление на стены, так как нервюры опирались на столбы-устои (а не на стены, как у зданий романского стиля). Кроме того, уменьшалась усадка грунта, что было опасно для массивных романских зданий. Еще одно преимущество каркасного свода – возможность покрывать здания неправильной формы.

сколько башен должно быть на фасаде готического собора

Благодаря каркасной системе в готических соборах значительно уменьшалась нагрузка на стены.

Средокрестие —место пересечения главного нефа и трансепта собора, образующих в плане крест. Неф — прямоугольное в плане внутреннее пространство собора, огражденное наружными стенами. Трасепт — поперечный неф в крестообразных в плане соборах, пересекающий под прямым углом основной неф.

Благодаря новому подходу к строительной конструкции романская и готическая архитектура очень разнятся внешне. Романские сооружения имели гладкие толстые стены, которые создавали ощущение защиты и силы, замкнутости, отчуждения. Готические строения представляют собой пример сложного взаимодействия окружающей среды и внутреннего пространства. Такой эффект достигается при помощи больших окон, кажущимися воздушными и легкими башнями, каменным декором.

Романский и готический стиль отличаются декором зданий благодаря витражам, тысячам скульптур, статуй, лепнине с природными мотивами, которые стали характерными элементами готики и практически отсутствовали (или использовались в небольших количествах) на фасадах романских сооружений.

сколько башен должно быть на фасаде готического собора

Аббатство Мария Лаах (Abtei Maria Laach) в романском стиле немецкий монастырь на юго-западном берегу Лаахского озера в горах Айфель. Монастырь заложил в 1093г. пфальцграф Генрих II фон Лаах Окончание строительства — 1216 год.

сколько башен должно быть на фасаде готического собора

На фото Готический Ульмский собор. Ульм в Германии в высоту 161,5 м. (1377-1890 гг.)

Готические скульптурные композиции отличаются от романских большей экспрессией, динамикой, напряжением фигур. Скульптура становится неотъемлемой частью собора, частью архитектурной идеи, вместе с другими архитектурными приемами передает стремление сооружения вверх. Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Стены готических зданий украшали фигурами апостолов, святых, пророков, ангелов, иногда создавали сюжеты из библейской истории. Готический архитектурный стиль отображал мир в фокусе религиозных взглядов общества, однако, в религиозные мотивы вмешивались и сцены из жизни простых людей. Центральный портал фасада обычно посвящался образу Христа или Деве Марии, на цоколе портала нередко изображали месяц, символы времен года – они изображали тему человеческого труда, стены украшали фигуры библейских царей, святых, апостолов, пророков и простых людей.

сколько башен должно быть на фасаде готического собора

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге — первом готическом строении в Германии. (1209 — 1520 гг.)

Если рассматривать готический стиль в архитектуре на фото в разных ракурсах, можно представить величественный размах идеи средневековых зодчих, отображающих возвышенную религиозность, воспевание и поклонение Высшим Силам. Величавость соборов, их величина, несоизмеримая с размерами человека, оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующего человека. Пример готического стиля в архитектуре, фото которого представлено ниже:

Готический стиль. Собор в Шартре — Cathédrale Notre-Dame de Chartres — католический кафедральный собор в городе Шартр (1194—1260гг.)

Этапы развития готического стиля в архитектуре

В готической архитектуре выделяются несколько этапов развития: ранний, зрелый -высокая готика и поздний, так называемая «пламенеющая» готика.

Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века. Примеры готического стиля раннего периода: собор Парижской Богоматери, соборы в Нуайоне, Лане. Самым ранним произведением с новой конструкцией свода считают церковь аббатства Сен Дени под Парижем. Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото). Вначале перестроили фасад и западную часть здания, на фасаде устроили три портала с широкими дверями для того, чтобы людям было удобнее заходить в здание, в 1151 г. были возведены башни. Сугерий написал книгу, в которой было описано строительство, которое велось в Сен Дени в 1137-1150 гг.

Аббатство Сен Дени под Парижем. Франция. 1137-1150 гг.

Зрелая готика.

Сооружения зрелой готики возводились с 20-х годов 13 века и до его конца. Примером являются соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

Собор в Реймсе ( Notre-Dame de Reims) в французской провинции Шампань (Champagne). Архиепископ Реймса Обри де Умбер (Aubry de Humbert) в 1211 году заложил Собор Божьей Матери. Архитекторы Жан дОрбе (Jean d’Orbais) 1211 г, Жан ле Лу (Jean-le-Loup) 1231-1237 гг., Гоше Реймский (Gaucher de Reims) 1247-1255 гг., Бернард Суассонский (Bernard de Soissons) 1255-1285 гг.

Поздняя готика охватывает 14 и 15 вв.

Иногда позднеготическое искусство 15 века выделяют в особый период так называемой «пламенеющей» готики. Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

Скульптура на фасаде Миланского собора

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

Миланский собор. высота от земли (со шпилем) — 108, 50 м; высота центрального фасада -56, 50 м.; длина главного фасада: 67, 90 м; ширина: 93 м.; площадь: 11.700 кв. м; шпили: 135; 2245 статуи на фасадах

Сооружения готической архитектуры строились и перестраивались в течение многих десятилетий, а иногда намного дольше. В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. Поэтому трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля. К 15 веку в Европе появился новый класс — буржуазия, стали развиваться централизованные государства, укреплялись светские настроения в обществе. Феодализм начал приходить в упадок, а вместе с ним и готический стиль стал постепенно утрачивать свое значение.

автор текста: Марина Калабухова

6 февраля 2017Искусство

Почему средневековый собор можно читать как книгу 

Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энцикло­педия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изо­бражения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора  Тридентский собор — XIX Вселенский собор Католической церкви, открывшийся по ини­циативе папы Павла III 13 декабря 1545 года в Тренте (или Триденте) и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года. Целью собора было дать отпор Реформации.  привычные представле­ния о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым рас­шифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены. 

Четыре стены и их значение

Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сум­рака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад оли­цетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл  Капелла — отдельное пространство в храме, имеющее собственное название: по имени святого или церковному празднику. Венец капелл — несколько капелл, окружающих полукруглый выступ — апсиду. — символизирует спасение и вечную жизнь.

Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.

Статуи Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, XIX векНа фасаде — копии статуй, скинутых и обезглавленных во время революции.© Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0

Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Статуи и рельефы распо­лагаются в тимпанах  Тимпан — внутреннее треугольное или полу­круглое поле фронтона. порталов, на откосах, центральном столбе и архиволь­тах  Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.. Фигуры могут находиться и в нишах контрфорсов  Контрфорс — вертикальная опора, предста­вляющая собой выступающую часть стены. и на карнизах. Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонифи­кации cеми свободных искусств, знаков зодиака, изображения ремесел и сцены сельскохозяйственных работ, представители флоры и фауны и все то, что было или должно было быть известно о мироздании и месте человека в нем. На фа­саде также часто можно увидеть резную арочную галерею — так называемую Галерею королей  Занимает средний ярус собора Парижской Богоматери. Вдоль всего западного фасада здания расположен карниз с двадцатью восемью нишами, в которых находятся фигуры ветхозаветных царей. Во время Великой французской революции они были скинуты со своих мест и обезглавлены, так как ассоциировались у сторонников Республики с французскими монархами.. Иногда она расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари, иногда — над окном-розой, как в соборе Шартра. Размер скульптур зависит от их близости к зрителю, расположения и места в иерархической системе.

Западный фасад собора

1 / 2

Западный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Фотография 1850–70-х годовLibrary of Congress

2 / 2

Центральный портал фасада собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век© Carlos Delgado / CC-BY-SA

К первой четверти XIII века в Западной Европе сложилась система распределе­ния скульптурных образов на западной стене собора (впервые она была при­менена на фасаде собора Парижской Богоматери). В тимпане центрального портала изображена сцена Страшного суда. В архивольтах — ангельские чины и 24 старца Апокалипсиса  Речь идет о праведниках, которые восстали из могил вместе с Христом. Об этом гово­рится в Евангелии от Матфея: «…тела усоп­ших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52–53).. Откосы портала украшены фигурами двенадцати апостолов — по шесть на каждом. Апостолы обращены к статуе Христа на цен­тральном столбе. Консоли, несущие скульптуры порталов, почти всегда выпол­нены в форме скрюченных фигур, и каждый из этих второстепенных персона­жей соотносится с главным. Апостолы попирают ногами своих гонителей: свя­той Петр стоит на консоли, изображающей римского императора Нерона, а апостол Андрей возвышается над Эгеатом  Эгеат — правитель Патра, города, где пропо­ведовал святой Андрей, распятый по приказу Эгеата.. Иногда фигурка-консоль расска­зывает о событии из жизни персонажа: например, в Шартр­ском соборе Валаам стоит на своей ослице.

1 / 2

Аллегорическая фигура Церкви cобора Нотр-Дам-де-Пари. XIII векWikimedia Commons

2 / 2

Аллегорическая фигура Синагоги собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII векWikimedia Commons

Между центральным и боковыми порталами на контрфорсах иногда помещали аллегорические фигуры Церкви и Синагоги. Церковь, стоящая справа от цент­рального портала, символизирует Новый Завет; Синагога слева — Ветхий. Го­лова Церкви увенчана короной, в руках у нее потир  Потир — церковная чаша на высокой ножке для освящения вина и принятия причастия. и триумфальное знамя. Фигура Синагоги изогнута и надломлена, подобно древку знамени в ее левой руке. Правой она пытается удержать скрижали Завета (две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны десять заповедей), а глаза ее закрывает повязка, символизирующая неприятие евреями Христа, а значит, и Нового Завета. Они отказались от приобщения к истине и потому слепы. Слева от главного портала можно увидеть сцену коронования Девы Марии  Изображение Богоматери в образе Царицы Небесной, которую коронует Христос. Такая иконография появилась около 1170 года и получила широкое распространение на тер­ритории Западной Европы. К этому сюжету обращались не только средневековые ма­стера, но и художники эпохи Возрождения и барокко.. Центральный столб украшен фигурой Богоматери с младенцем на руках. Дру­гой портал, как правило, посвящен одному из местных святых. Так, в тимпане правого портала Амьенского собора изображен святой Фирмин — первый епископ Амьена. На откосах боковых порталов находятся статуи святых, особо почитаемых в конкретном регионе.

1 / 2

Левый портал Амьенского собора. XIII векBibliothèque des arts décoratifs

2 / 2

Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII векBibliothèque des arts décoratifs

Средневековые теологи постоянно проводили параллели между Ветхим и Но­вым Заветом, и это видно по фасаду. Двенадцати патриархам  Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин — двенадцать сыновей Иакова, от которых пошли двенадцать колен Израилевых. и двенадцати пророкам  Или, как их еще называют, двенадцать малых пророков: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия. Ветхого Завета соответствуют двенадцать апостолов Нового, а на­против четырех великих пророков — Исаийи, Иеремии, Даниила и Иезе­кииля — помещаются изображения четырех евангелистов. Это означает, что евангелисты опираются на писания пророков, но видят дальше и гораздо больше.

Добродетели и грехи Добродетели, попирающие пороки. Фасад Страсбургского собора. XIII векNational Gallery of Art, Washington

Согласно средневековому христианскому мировоззрению в человеческой душе разворачивается постоянная борьба между пороками и добродетелями. Чело­век греховен, но может спастись, ведя добродетельную и благочестивую жизнь. На стенах соборов добродетели, пороки, грехи и наказания за них представле­ны в виде аллегорических фигур, которые показывают, с чем людям следует бороться и какое оружие выбрать для этой борьбы, чтобы в итоге спастись и достичь Царствия Небесного.

Двенадцати благородным девам, олицетворявшим добродетели, отводилось довольно скромное место — на уровне глаз. Проходя мимо, верующий мог их разглядеть и запомнить. Добродетели изображены рука об руку с пороками: рядом с Надеждой мы видим Отчаяние, Вере противопоставляется Идолопо­клонство, а Гордыню можно победить только Смирением.

Календарь

На архивольтах, откосах и арочных столбах часто можно увидеть изображения календарных циклов и персонификации семи свободных искусств (так в Сред­ние века называли науки, которым обучали в университетах).

Календарь с фасада Амьенского собора. XIII векLibrary of Congress

Обычай украшать церкви календарями, высеченными в камне, существовал с первых веков христианства. Каждому знаку зодиака соответствовал опреде­ленный месяц, а каждому месяцу — тот или иной тип сельскохозяйственных работ. Почти все календарные циклы начинались с января, а зодиакальные знаки — с Водолея, точно соответствуя каждому месяцу. Январь для средневе­кового человека, как и для человека современного, — месяц, в основном заня­тый праздниками и отдыхом. Февраль всегда отмечен возобновлением полевых работ, июль — время жатвы и т. д. Известен средневековый английский сти­шок, где каждый месяц сопряжен с определенным видом работ — он полно­стью повторяет скульптурный сюжет:

Январь — огонь согревает здесь руки мои;
Февраль — и снова с лопатой на землю пошли;
Март — время посадки растений настало;
Апрель — пение птиц мне послушать пристало;
Май — как птенчик на ветке я легок и весел;
Июнь — убор сорняков на рассвете чудесен;
Июль — движенье косой;
Август — корм животным готовит;
Сентябрь — мой цеп по зерну монотонно проходит;
Октябрь — посев обеспечит едой на весь год;
Ноябрь — а в Мартинов день поросенка забьет;
Декабрь — зимою в сочельник по кружкам вино –
Все это за службу нам Богом дано.  Пер. со староангл. Оксаны Бялой

Календарь — это круг времени, который будет повторяться, пока существует мир, то есть вплоть до Страшного суда.

Искусства и науки Музыка и Грамматика в архивольтах собора в Шартре. XII век © DIOMEDIA

Семь свободных искусств делились на тривиум и квадриум. В тривиум вхо­дили, как бы мы сейчас сказали, гуманитарные науки: грамматика, риторика и диалектика. Квадриум включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Философия, считавшаяся божественной наукой, не входила в число семи свободных искусств. Она стояла во главе всех учений: только овладев все­ми семью искусствами, можно было постичь философию. Каждая дисциплина являлась высочайшим достижением человеческого разума. Науки изобража­лись в виде величественных и серьезных дев, держащих в руках различные атрибуты. Так, например, Грамматике надлежало держать в руке розги, Гео­метрии — циркуль и линейку, а сидящей на скамье Музыке — молоточек, кото­рым она ударяла по нескольким колокольчикам.

Гаргульи и другие звери Фигура демона на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, 1935 годBibliothèque nationale de France 

Демоны и монстры, как правило, занимают верхние части собора. Гаргульи украшают водостоки, различные безымянные чудища восседают на контрфор­сах и венчают башни. Эти фантастические существа — плод народной фанта­зии. В отличие от большей части статуй, они не транслируют сообщение: здесь средневековый художник, постоянно скованный каноном, давал волю своей фантазии.

Собор как книга

Готические соборы называли Библией для неграмотных. Разглядывая скульп­туры, простолюдины узнавали о христианском вероучении. Один из Отцов церкви, Григорий Великий, даже настаивал на необходимости прибегать к изо­браже­ниям для просвеще­ния неграмотных. А святой Бонавентура  Святой Бонавентура, или Джованни Фиданца, (ок. 1217 — 1274) — кардинал и богослов. говорил о важности визуального образа: «Они побеждают невежество простецов, косность чувств и сла­бость памяти»  Bonaventura S. In Sapientiae. Ibid. Vol. VI. Ed. Auaracci. Roma, 1882–1902..

С другой стороны, средневековый собор — Библия для грамотных: это Свя­щен­ное Писание, высеченное в камне, и читать его можно по-разному. В средневе­ковом богословии была широко распространена теория множе­ственности смы­слов библейского текста. По ней, любой текст Писания, поми­мо буквального прочтения, имеет как минимум несколько более глубоких и неочевидных смы­словых пластов. Скульптурные изображения, как и священный текст, обладали множеством смыслов; прихожане могли трактовать их по-разному — в зависи­мости от своего социального положения и уровня образования. Так, в кален­дарном цикле крестьянин узнавал привычный круг сельских работ, клирик свя­зывал каждый месяц с определенным событием земной жиз­ни Христа, а про­фессор университета, всматриваясь в незамысло­ватые изображения трудя­щихся крестьян, размышлял о том, что год, состоящий из четырех сезонов и двенадцати месяцев, — это образ Христа и церкви, чьи члены — четыре еван­гелиста и двенадцать апостолов.

Искусство, История

Путеводитель по неизвестной архитектуре авангарда

10 зданий, которые еще можно увидеть в разных российских городах

Величественный и таинственный, готический стиль стал ярким символом европейской архитектуры Средневековья. Он соединил в себе суровость камня, лёгкость стекла и яркость витражных красок.

Устремлённые ввысь остроконечные башни, невесомые полуарки, строгие вертикальные колонны и даже заострённые кверху оконные проёмы — всё это демонстрирует стремление человечества к небесному, возвышенному, запредельному.Готический стиль в архитектуре — Шартрский собор (Франция)

Основные черты готики в архитектуре

Готическую архитектуру легко узнать по следующим признакам:

  1. стрельчатые каменные арки и полуарки (аркбутаны);
  2. устремлённые ввысь узкие башенки;
  3. кованые шпили на крыше;
  4. удлинённые витражные окна с заострённым верхом;
  5. «роза» в центре фасада;
  6. большое количество декоративных элементов (архивольты, вимперги, тимпаны);
  7. все части сооружения стремятся вверх, подчёркивая вертикаль.

История стиля

Развитие и процветание готического архитектурного направления историки относят к эпохе Средневековья (XII—XVI в). Родиной стиля считается север Франции, откуда пошло постепенное распространение его по всей Европе.
Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
Сначала, новое направление демонстрирует себя в архитектуре зданий (монастырей, храмов и церквей), имеющих культовую, религиозную принадлежность. Со временем готический стиль распространяется и на гражданские постройки (дворцы, дома, административные здания).

Готика в современном строительстве

В настоящее время, на фоне тенденции создания комфортных условий загородного проживания, требования к архитектурному исполнению построек постоянно усложняются.
Одним из востребованных направлений в этой области стал готический стиль, дающий много интересных идей. Но стоит заметить, что подходит он далеко не каждому.
Коттедж в готическом стиле — это эксклюзив, выполняющийся под заказ отдельного владельца. Причём необходимо быть готовым к тому, что такая постройка всегда будет в центре внимания.

Материалы для строительства в готическом стиле

Для возведения современного дома в готическом стиле совсем необязательно строить средневековый замок в натуральную величину. Достаточно лишь придерживаться канонов, придающих нужную стилистическую направленность.
Основной материал для строительства домов в готическом стиле — природный камень. Однако, в случае необходимости, его вполне можно заменить на более доступные материалы (кирпич, блоки). А придать фасаду соответствующий вид помогут декоративная штукатурка и панели, имитирующие камень.

Крыша в готическом стиле

Первое, что привлекает внимание в сооружениях готического типа — сложная, высокая, многоскатная крыша, устремлённая к небу. Её гармонично дополняют мансардные и слуховые окна, а также шпилеобразные и купольные конструкции, напоминающие башенки (пинакли).
Учитывая значительный угол наклона, в качестве кровельного материала чаще всего применяется черепица (металлическая или битумная).
Для визуального увеличения высоты и усиления вертикальной направленности важной частью внешнего декора являются заострённые кованые элементы.

Фасад

Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:

  • Высокие стены, иногда с имитацией колонн или полуколонн;
  • Удлинённые стрельчатые окна больших размеров. Могут быть как одиночными, так и сгруппированными, с более крупным в центре. Как правило, имеют массивную раму и витражные узоры, иногда даже на простом стекле;
  • «Роза» — окно круглой формы, разделённое фигурным каркасом на симметричные относительно центра элементы, напоминающие лепестки цветка или части звезды;
  • Портал. Представляет собой, оформленный особым образом, главный вход в здание. Предназначается для визуального увеличения дверного проёма, что достигается путём его многократного повторения. Может содержать карнизы, наличники или пилястры, дополненные барельефами и скульптурами;
  • Треугольные фронтоны (вимперги) — выступающие части фасада здания, ограниченные по бокам двумя скатами крыши и карнизом в основании. Применяются для оформления балконов и входов;
  • Массивные кованые двери. Для соответствия готическому стилю, их проёмы должны иметь вытянутую, заострённую форму с глубоким сводом, украшенным скульптурным орнаментом.
  • Арочные конструкции, в том числе — полуарки. Призваны придавать строению визуальную воздушность и невесомость.
    Фасад в готическом стиле «Портал» в готическом стиле «Роза» в готическом стиле

Цвета готики

Ключевым цветом готического стиля традиционно считается фиолетовый, олицетворяющий единство земного (кроваво-красный) и небесного (синий). Сейчас он, в неярких, сдержанных тонах, используется в основном для оформления кровли.
Для фасадов подходят солидные, неброские оттенки светло-серого, глинисто-коричневого, камуфляжно-зелёного.
Основные цвета витражей в готическом стиле: красный, синий и желтый.
Выразительные контрасты создаются путём использования белого или чёрного цветов.

Декоративные элементы

Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения.
Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.

Дома в готическом стиле — фото

Готическая архитектура — видео

Готический архитектурный стиль

Передовые строительные технологии делают возведение зданий в готическом стиле более доступным благодаря широкому выбору облицовочных материалов и возможности замены натурального камня на более доступные аналоги.
Современные постройки в готическом стиле отличаются оригинальностью и обилием света, что лишает их средневековой мрачности и обеспечивает комфортность пребывания.

Наиболее известные архитектурные сооружения в готическом стиле

Франция:
Собор Шартре, XII-XIV вв.
Собор Реймсе, 1211-1330 гг..
Собор в Амьене, 1218-1268 гг.
Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в.
Собор в Бурже, 1194 г.

Германия:
Кёльнский собор, 1248-XIX в.
Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.

Англия:
Собор Кентерберийский XII-XIV вв.
Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв., Лондон.
Собор в Солсбери 1220-1266 гг.
Собор в Экстере 1050 г.
Собор в Линкольне XVI в.
Собор в Глостере XI-XIV вв.

Чехия:
Собор святого Вита 1344-1929 гг.

Италия:
Палаццо Дожей XIV в.
Миланский собор 1386-XIX в.
Ка дОро в Венеции XV в.

Испания:
Собор в Жероне 1325-1607 гг.
Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.

Норвегия:
Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.

Дания:
Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.

Швеция:
Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.

Характерная особенность готической архитектуры

Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась  в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики. На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю,  казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

  1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.). Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии . Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки. Собор в Лане. Ранняя готика

    Собор Парижской Богоматери. Ранняя готика

  2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей. Собор в Амьене. Высокая готикаСобор в Реймсе. Высокая готика

    Шартский Собор. Высокая готика

  3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа. Миланский Собор. Поздняя готика

    Севильский кафедральный собор. Поздняя готика

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

— Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готика

— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готикаСобор Сент-Шапель. Лучистая готика

Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готикаТроицкое Аббатство в Вандоме. Пламенеющая готика

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

— Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.

Собор в городе Дареме. Ланцетовидная готикаИнтерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

— Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

Собор в Эксетере. Украшенная готикаИнтерьер собора в Эксетере. Украшенная готика

 — Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

Собор Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаУльмский Собор. Перпендикулярная готикаУльмский Собор. Перпендикулярная готикаИнтерьер Ульмского собора. Перпендикулярная готика

  — Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этот период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

  • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
  • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
  • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
  • Важные росписи по стеклу
  • Членение стен 4-х зонное
  • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
  • Богатая орнаментика капителей
  • Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

  • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
  •  Членение стен 3-х зонное
  • Тонкие разделяющие стены
  • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
  • Колонны составные (пучкообразные)
  • Арки полуциркульные
  • Свод 4-частный
  • Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

  • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
  • Более высокие аркады
  • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
  • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
  • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
  • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
  • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
  • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
  • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
  • Трифорий отсутствует
  • Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).

Разноцветные стекла (витражи)Массверк

Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие небесного светила. В украшении розы ясно сказался умозрительный склад средневекового мышления: все линии приведены к ясному порядку ( в отличие от мусульманского орнамента), орнаментальные мотивы рождаются один из другого, мелкие кружки по краям подчинены движению главных стержней.

Роза

Стены в готической архитектуре

Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Оно сказалось и в отпадении каменных плоскостей стен, вытесненных ажурными переплетами окон между столбами, и в нервюрном своде, и в трифории, и наконец, в перекинутых от оснований сводов к контрфорсам опорных арках, так назывемых аркбутанах, с их доведенной до минимума массой.

Конрфорсы и аркбутаныКонрфорсы и аркбутаны

Двери (порталы) в готической архитектуре

Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.

Скульптурное украшение порталов и вымперговСкульптурное украшение портала

Заключение

Развитие готического искусства было вызвано к жизни подъемом городской культуры, стремлением к свободной общественной жизни и умственной деятельности. Но многие из этих идеалов в условиях сохранения незыблемого феодального порядка во всей Европе так и не смогли быть воплощены. В XIII веке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Естественно, что в неокрепшем организме нового общества легко могло пробудится стремление к канонизации достигнутого. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.